Над пропастью в демографии

2050 год. Сколько останется белорусов и русских? Демографическая проблема сегодня актуальна и для России, и для Беларуси. Причем нельзя сказать, что она абсолютно идентична общеевропейской. Один нетривиальный пример. Сто лет назад пятидесятилетний человек считался стариком. Сегодня в европейских странах человек того же возраста выглядит и чувствует себя 35-летним – по меркам того времени. К сожалению, в Беларуси и России население, особенно мужское, стало «в эквиваленте» еще старше за счет того, что продолжительность жизни упала. Что нас ждет в будущем?

Стареем?
Президент Европейской комиссии Дуран Барозу не так давно заявил, что Европейский союз относит демографию к одному из трех основных факторов (наряду с глобализацией и технологическим прогрессом), меняющих лицо Европы.
Уже сегодня очевидно – Европа постарела настолько, что некому работать и некому заботиться о пожилых людях. В этой ситуации потенциал демографического роста неизбежно «уменьшает» численность. Именно так происходит в Беларуси – людей «старшего возраста» гораздо больше, чем потенциальных молодых пап и мам. В свою очередь, старики умирают быстрее, чем вырастает их смена. Даже если бы в 2006 году резко возросла рождаемость и каждая женщина
в среднем имела бы 2,1 ребенка (режим простого воспроизводства), количество населения сначала бы немного подросло, затем резко упало бы и стабилизировалось на уровне 8,7 миллиона человек. Выше этой  цифры  прыгнуть  трудно.  В  Европе случаев такой  рождаемости – 2,1 ребенка на женщину – нет.  По  прогнозам, к  2050  году   в  Беларуси население уменьшится на 10 процентов, в России и на Украине – на 15. Сегодня примерно половина населения Беларуси – младше 38 лет, через 30-35 лет половина населения будет старше 50.
Три варианта
В исследовании, которое проводилось исследовательской группой по динамике и прогнозированию численности населения Венского института демографии Австрийской академии наук старшим научным сотрудником программы «Народонаселение мира» Международного института прикладного системного анализа (Люксембург, Австрия) Сергеем Щербовым, рассматривали три сценария развития демографической ситуации в Беларуси. Первый вариант – уровень рождаемости, уровень смертности и миграция останутся на уровне 2005 года. Второй – режим простого  воспроизводства. Третий – основной – сценарий «Демографическая политика». Он учитывает демографическую политику, которая сегодня проводится в Беларуси. Суммарный коэффициент рождаемости к 2011 году, по этому сценарию, должен выйти на уровень 1,4-1,5 ребенка на женщину. Считается, что при этом рост продолжительности жизни составит примерно 2 года в десять лет. И наконец, планируется, что  ежегодно в Беларусь будет приезжать на 5 тысяч человек больше, чем выедет за границу.
Сохранится ли сегодняшняя численность населения хотя бы при одном из трех вариантов? «В любой ситуации общая численность населения будет падать. Однако при «Демографической политике» это будет происходить значительно медленнее», – комментирует  Сергей Щербов результаты исследования.
Менять пенсионный возраст
Сколько пенсионеров (по возрасту) приходится на людей трудоспособных? Как рассказал Сергей Щербов, в Беларуси быстрее всего этот показатель будет расти именно по сценарию «Демографическая политика». Почему? Увеличится продолжительность жизни, и нетрудоспособных стариков станет больше. Если продолжительность жизни будет расти в темпе два года в десять лет, то, по мнению ученого, придется изменить пенсионный возраст. «Пока в Беларуси практически половина мужчин не доживает до пенсионного возраста, и ставить вопрос об его увеличении некорректно. Так же и в России. А на Западе просто нечестно по отношению к более поздним и будущим поколениям не увеличивать пенсионный возраст», – сказал ученый. После 2011 года, по прогнозу, число рождений будет неизбежно падать, а демографическая нагрузка на пожилых – расти. С 3 пенсионеров на 10 работающих сегодня этот показатель достигнет 8-9 неработающих на 10 трудоспособных. Почти один к одному!
С вероятностью 95 процентов продолжительность жизни мужчин через 50 лет будет на уровне 65-70 лет,  женщин – между 80-85, возможно, даже подберется к 90, считает ученый. По его прогнозу, к 2050 году численность населения Беларуси будет в интервале от
7 до 8 c небольшим миллионов человек. В Российской Федерации – 111-112 миллионов (в 2006 году численность населения России составила 142,5 миллиона).
Что делать?
Что можно сделать, какие выходы из этой ситуации видят европейские ученые?
–  Если стимулировать рождаемость только повышением денежных выплат при рождении ребенка, – утверждает Сергей Щербов, – скорее всего, женщина просто поменяет календарь рождения. К примеру, планировала родить ребенка через три года, а родит через год. Это может привести к демографической волне, а женщины все равно будут иметь столько детей, сколько захотят. Положительный опыт решения проблемы есть у скандинавских стран. Инвестиции в инфраструктуру ухода за детьми могут дать возможность современной женщине совместить карьеру и семью. Женщина сможет спокойно продолжать учебу, работать и не волноваться, что ее ребенок будет сидеть сопливый в холодном детском саду. Кроме того, нужно инвестировать в так называемый «человеческий капитал» – здоровье людей…
Будет ли воспринят опыт Европы, покажут ближайшие годы.
А пока мы медленно, но верно вымираем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter