Над обрывом

Рубрика "Стоп-кадр"
На мой взгляд, это одно из красивейших мест в Беларуси. Здесь, возле деревеньки Перевоз, дорога Березино — Бобруйск лежит очень близко к реке Березине. Деревня расположена на высоченном холме, редком для нашей равнинной страны. За Перевозом — практически обрыв. С него и открывается изумительной красоты пейзаж: излучина реки, обширная пойма, леса на горизонте... Впрочем, вид ничуть не хуже, если с берега реки смотреть на крутой, поросший соснами берег. Здесь практически всегда стоят палатки туристов. Мне показалось, что в советском довоенном фильме, недавно повторенном по ТВ, самый красивый эпизод был снят именно здесь. Почти ручаюсь, что это то самое место.

Здесь, однако, испытываешь не только восторг, но и горечь. Смотрю на дома вдоль шоссе, считаю: жилая усадьба, а вот пепелище, вот пустующий дом с выбитыми стеклами, следом заколоченный дом... Один, второй, десятый... Порой кажется, что заброшенных больше, чем жилых. Та же картина в соседних Чижахе, Бычине, Якшицах. Среди пустующих преобладают деревянные домики, но попадаются и коттеджики, построенные, похоже, сравнительно недавно. Вот сразу три, подряд!

Только в крайнем, под номером 31, живет Николай Абревко. У соседнего, 29–го, владельцы тоже есть, но... Они разморозили систему отопления, трубы полопались, поэтому хозяева вынуждены теперь жить у родни. Пару раз в год кто–то посещает и третий домик, окна которого наглухо заварены листовым металлом. Вокруг — бурьян.

Николай заселился в начале 90–х и уже подумывал тоже съехать. Во–первых, в доме «отрезали» воду, которая прежде поступала с колхозной водокачки. Во–вторых, нет работы. Зарабатывает на хлеб сторожем в Березино да еще заготовителем даров леса, если сезон. Но нынче «сезон» не удался: засуха. Зная окрестности, Николай утверждает, что здесь, возле трассы, деревни населены еще куда ни шло, а поодаль от шоссе села просто вымирают.

Татьяна Жуковская, по совместительству возглавляющая Якшицкий сельсовет и сельисполком, назвала причину. «Полуживые» местные колхозы, «Победу» и «Гвардеец», несколько раз соединяли и разъединяли. Сейчас они с двумя другими хозяйствами вошли в СПК «Богушевичи». Но и оно не процветает: доярки зарабатывают лишь 160 — 180 тысяч, в растениеводстве еще меньше. Для многих сельчан работы нет вовсе. В деревнях остается молодежь главным образом из неблагополучных семей, в которых или дети не могут поступить учиться, или родители не могут оплатить учебу.

В итоге из 9 деревень на территории сельсовета одна, Регисполье, недавно прекратила существование: последняя семья переехала в Якшицы. А вот поразившие меня цифры. В оставшихся 8 деревнях имеется 350 домовладений. При этом 213 имеют статус «дом для временно проживающих». Так его деликатно сформулировала Татьяна Михайловна. Это те самые брошенные усадьбы, стоящие вдоль дорог. Выходит, что пустующих домов практически вдвое больше (213 против 137), чем постоянно заселенных!

При этом владельцев лишь двух брошенных домов сельсовет не может найти. Все остальные, строго говоря, имеют хозяев. Они живут у родни в той же деревне или в соседней, в Березино, а то и в столице. В брошенной усадьбе или не появляются вовсе, или присматривают за ней периодически, хотя бы обкашивают траву на подворье. «В зависимости от состоятельности, культуры и ностальгических чувств», — заметила Татьяна Жуковская.

Здесь не место для анализа явления, но отметим его как таковое. Пустующее (пусть и «временно») жилье преобладает над заселенным. Это в Березинском районе Минской, в целом благополучной, области. Впрочем, могу свидетельствовать, что и в курортной Юрмале, например, рядом с новенькими суперкоттеджами полно пустующих ветхих дачек еще послевоенной постройки. Но это вовсе не брошенное жилье. Такие дачи дают больше дивидендов, чем любой банк: земля дорожает быстрее, чем золото или акции.

Будем верить, что и пустующие в Березинском районе усадьбы со временем оживут. Белорусское крупнотоварное сельское хозяйство выстояло, удержалось над обрывом и уверенно от него отходит. Здесь, возможно, помедленнее, чем в иных местах. Но и планы возрождения села, разумеется, есть. Агрогородок, например, планируется в Богушевичах.

...Я уже собрался уезжать, но меня догнал Николай Абревко и объяснил, почему решил все же задержаться в Перевозе. Одолела его идея — поставить над обрывом гостевую усадьбу, домики для агротуристов. Остановка — за деньгами. Уже не единожды приезжали потенциальные инвесторы, восхищались пейзажем и... почему–то не возвращались. Но Николай надежды не теряет и пока разбивает пасеку.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter