НАД ЧЕМ КОЛДУЮТ ЮНЫЕ УЧЕНЫЕ

Многие школьники стремятся найти научный подход к решению актуальных экологических проблем Среди многих наук есть одна особая, о нашем общем доме — экология. Интерес к ней проявляют не только серьезные ученые, но и юные исследователи. Все больше школьников под руководством педагогов начинают искать ответы на важные вопросы о мире, в котором живут. Почему болеют деревья вдоль крупных магистралей? Как увеличить количество птиц в школьном саду? Изменяется ли содержание нитратов в овощах в процессе их варки? Как влияет хозяйственная деятельность человека на околоводных и водоплавающих птиц? Дети пытаются изобрести новые методы очистки природных и сточных вод, изучают качество воды в колодцах родной деревни и даже изобретают... ветромобили.

Результаты своих исследований школьники страны представили на этой неделе в Республиканском экологическом центре детей и юношества — на XIX Республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Конкурс проходил при активной поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как отметил ведущий инспектор отдела идеологической и воспитательной работы управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Беларуси Сергей Молочников, работы для последнего этапа конкурса были отобраны из более чем 650 представленных на областном уровне трудов школьников. Причем свыше двухсот работ прислали ребята из сельской местности.  В итоге на финишную прямую вышли 104 исследовательские работы, подготовленные 129 учащимися. Они рассматривались в шести номинациях.
По словам Сергея Молочникова, за годы проведения конкурса более трехсот его победителей стали лауреатами специальной премии Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, двенадцать — лауреатами международных конкурсов в области экологических и биологических наук. Возможность проявить себя на международной арене будет и у победителей этого года. “Нужна настойчивость, чтобы продолжить вашу исследовательскую деятельность, а подготовленные проекты не должны стать “прожектами”, — подчеркнул представитель Министерства образования. — И в будущем вы сможете внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны”.
Участников конкурса научных работ тепло поприветствовала заместитель начальника отдела информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Савич. Назвав юных экологов своими коллегами, она пожелала школьникам, чтобы участие в конкурсе стало для них началом длительного успешного труда, в котором будет и частичка любви к природе. “Не останавливайтесь и идите дальше, покоряя новые вершины”, — напутствовала Ольга Савич.
После завершения церемонии открытия Республиканский экологический центр детей и юношества загудел, как пчелиный улей: конкурсанты расходились по секциям, педагоги давали своим подопечным последние наставления и подбадривали их. Было действительно интересно понаблюдать за ходом секционных заседаний. К примеру, в секции “Урбанизированные территории” школьники рассказывали об оценке качества воздуха в Солигорске с помощью природных индикаторов — хвои сосны и лишайников на тополях. Ученицы минской школы № 51 изучали уровень шумового загрязнения в своем учебном заведении и анализировали его воздействие на процесс обучения. Доклад школьницы из Светлогорска был посвящен изучению воздействия недосыпания на организм человека.
Особенно понравилась участникам этой секции и членам жюри демонстрация созданного учениками гимназии № 5 города Барановичи Денисом Морозом и Антоном Кархановым устройство для использования энергии ветра — так называемый ветромобиль. Двигаться он может независимо от направления ветра. На основе этой разработки школьники построили ветрогенератор и установили его на крыше школы. Вырабатываемой им энергии достаточно для электропитания трех лампочек мощностью 100 Ватт. Поэтому, считают юные ученые, их разработка может успешно использоваться автономными энергопотребителями в отдаленных регионах страны. Члены жюри посоветовали Денису и Антону обратиться в патентное бюро и оформить авторское свидетельство на свое изобретение. Забегая вперед, отмечу, что эта конкурсная работа была удостоена диплома II степени.
Качество воды также волнует многих школьников. Они изучают способы очистки воды, применение разных сорбирующих соединений, проводят мониторинг качества воды в реках и озерах... Одиннадцатиклассница Хожовской общеобразовательной школы Молодечненского района Тамара Вашкевич в своем докладе рассказывала о том, как школьники проводили инвентаризацию колодцев в своей деревне и изучали качество воды в них. Один из положительных эффектов, к которым привело исследование школьников — взрослые жители Хожово стали обращаться в школу за рекомендациями для улучшения качества воды.
Похожее исследование, посвященное питьевой воде, провела Ирина Зайцева из Пинска. Кстати, она рекомендовала всем без исключения проводить доочистку воды, используемой для питья, особенно в сельской местности, либо покупать бутилированную воду. С некоторыми выводами школьницы члены жюри не согласились, однако отрадно то, что молодежь все больше задумывается о вопросах практической экологии.
Пока ребята выступали с докладами перед строгими членами жюри, в состав которого вошли преподаватели Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова, Белорусского государственного экономического университета и других вузов, их педагогам был предложен учебный семинар. Учителя получили новые знания, касающиеся материалов и методов исследовательской работы школьников. О возможностях участия в Международном Стокгольмском водном конкурсе, тематике школьных исследовательских орнитологических работ, методике составления атласов распространения животных и растений учителям рассказали представители общественной организации “Ахова птушак Бацькаўшчыны”.
Конечно же, самым волнующим моментом для участников конкурса стало награждение. Директор Республиканского экологического центра детей и юношества Лидия Калиновская подчеркнула, что у тех, чьи работы не были отмечены на конкурсе, есть много возможностей проявить себя в различных вузовских турнирах, а также международных экологических форумах, к примеру “Зеленая планета — 2008” в Испании. Все участники республиканского этапа конкурса могут попробовать получить международную премию “Мир и сотрудничество”.  “Человек, который с детства занимается экологией, обязательно вырастет высоконравственным членом общества”, — подчеркнула Лидия Павловна.
Итак, кто же победил? Дипломами I степени Министерства образования были награждены девять человек. Среди них — Таня Каравай из Мачулищей Минского района, минчане Саша Пинчук и Маша Сибило, Настя Слишевич из Солигорска, Оля Островская из Гродно, ученица Погостского учебно-педагогического комплекса детский сад — общеобразовательная школа Вилейского района Саша Шлыкевич и другие. Дипломов II степени удостоились 14 участников конкурса, дипломов III степени — 15. Кроме того, было вручено семь поощрительных дипломов Республиканского экологического центра детей и юношества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter