Минску и Архангельску предстоит серьезная работа по сопряжению промышленных потенциалов

Начало большого пути

В 2023 году Беларусь и Архангельская область, вполне возможно, поставили своего рода рекорд по взаимному приросту торгового оборота: за 12 месяцев партнеры нарастили торговлю сразу в полтора раза. Впрочем, объяснение этому может быть вполне прозаичным. Архангельская область, на экономике которой в 2022 году серьезно сказались западные санкции, вернулась на траекторию роста. Благодаря 28 союзным программам регион получил дополнительные возможности для взаимодействия с нашей страной и ими воспользовался. Соответственно, в ближайшие годы стоит ожидать дополнительного оживления деловой активности на двухстороннем треке. Ведь товарооборот даже в рамках планируемых в этом году 100 миллионов долларов явно не соответствует амбициям сторон.

Архангельск. Морской порт.

Механизмы взаимодействия

В первую очередь взаимодействие должно развиваться в области машиностроения. Белорусские производители уже довольно неплохо представляют архангельский рынок аграрной, коммунальной и пассажирской техники. Мэрия Архангельска в последние годы провела реформирование городского транспорта: автобусный парк города переведен на газомоторное топливо и значительную его часть сейчас составляют машины от МАЗа.

Также у архангелогородцев сохраняется серьезная потребность в технике для коммунальных предприятий: автовышках, тракторах, погрузчиках. Эти механизмы хорошо знакомы потребителям, они собирают хорошие отзывы. При этом губернатор Архангельской области настроен пойти гораздо дальше простой закупки: предложение локализовать в российском регионе производства белорусских компаний от него уже прозвучало. Партнеры готовы рассмотреть сборку белорусских машин и механизмов с созданием сервисных центров для их обслуживания и с производством наиболее востребованных запчастей, инструментов и приспособлений. Комплексное предложение предполагает, что потребителями всей этой продукции будет не одна область, а весь северо‑западный регион России.

С точки зрения Архангельска, предложение для Беларуси вполне достойное, учитывая тот факт, что работа с северным краем предоставляет ряд федеральных преференций. Архангельская область дает возможность инвестору стать резидентом Арктической зоны, а это подразумевает целый набор льгот, в том числе серьезные налоговые и административные послабления. 

Кроме этого, отдельный пакет льготных условий предоставит формирующаяся в регионе территория опережающего развития, где также создаются удобные модели ведения бизнеса. Второе направление в рамках технического сотрудничества касается лесной отрасли. Лес для Архангельска, как и для Беларуси, — одна из основ экономики. Кластер, ориентированный на переработку древесины, требует технологий и машин. В этом направлении стороны видят перспективу для взаимодействия с белорусским предприятием «Амкодор‑Онего», который работает неподалеку, в Петрозаводске. Третья глобальная тема — взаимодействие в судостроении. Беларусь уже начала поставку станочного оборудования для архангельских верфей. И в рамках подписанного в прошлом году межправительственного соглашения о развитии станкостроительной отрасли могут быть найдены новые перспективные точки взаимодействия.

Портовый интерес

Судостроение и связанная с ними морская и портовая тематика — еще одна определяющая отрасль для Архангельска.  

У местного порта есть серьезное преимущество перед иными гаванями северо‑запада: выход в океан без пересечения территориальных вод других государств. Уже одно это делает Архангельск особой точкой на Северном морском пути.  

К минусам порта относят отсутствие глубоководного района. Сейчас он принимает суда с осадкой порядка 9 метров. Однако глубоководный причал здесь появится в ближайшие годы, и Архангельск сможет принимать суда с осадкой 15 метров. До 2035 года весь транспортный узел областного центра будет перестроен с учетом программы развития Арктики. Уже сейчас порт областного центра готов на 40 процентов увеличить перевалку грузов, в том числе адаптировать условия под заказчика. И это фактически еще одно предложение для Беларуси принять участие в создании отдельного терминала для перевалки ее экспортных товаров с круглогодичной обработкой.

korotkin@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter