Календарь и традиции

Начались спасы

19 августа — у православных Преображение Господне. Яблочный Спас.
19 августа — у православных Преображение Господне. Яблочный Спас.


В календаре предстоящей недели — давний праздник: второй, яблочный, Спас и Преображение Господне. В дни Спаса в церковь, кроме меда и яблок, несли освящать также груши, сливы (ах, как необыкновенно хороши наши желтые сливы, у которых от сока трескается кожица, — сладкие, медовые, жаль, что все реже встречаются), морковь. Второй, Великий яблочный Спас — известный и почитаемый в народе. Традиционно до этого дня запрещалось есть яблоки, особенно тем, у кого были дети, ушедшие из жизни в младенческом возрасте. Говорили, что на второй Спас на небесах бог раздает всем деткам яблоки, но тем, чьи родители согрешили, съев плоды до праздника, «пачастунак» не достанется.


Яблоня в народной традиции символизирует жизнь, вечность, не зря и сказку сочинили про молодильные яблоки. Скобленым яблочком кормят крохотных деток–грудничков как первым в их жизни фруктом и плодом. Яблоня у всех славянских народов воспринималась деревом, имеющим женское начало, и выступала как разновидность так называемого мирового дерева, древа жизни. В некоторых регионах Беларуси при рождении в семье девочки отец сажал молодую яблоньку, под которой закапывали «детское место», — чтобы девочка выросла здоровой, красивой, как яблонька весной, румяной, как ее плоды, а войдя в соответствующий возраст, стала бы счастливой матерью. Считалось, яблоко способно влиять на чадородие женщины. В Беларуси цветущую яблоню сравнивали с невестой — эта параллель проходит и в свадебных, и в лирических песнях. Никогда не рубили сильную плодоносящую яблоню. Наоборот, пересаживали из лесу яблони–дички и прививали на них новые сорта, и у каждого дома обязательно разбивали яблоневый сад. Сама сталкивалась с тем, что яблоня может подавать особый знак посадившему ее, предупреждать о болезни своим необычным вторым цветением почти по осени или прекращением плодоношения.


Груша у белорусов также особо почитается. По народным преданиям, именно с груши Богородица сходит на землю. На лесной груше в конце XV века явилась и чудотворная икона Божией Матери Жировичской. Так что и это дерево, если оно еще плодоносит, тоже нельзя просто так пускать под топор. Вместе с тем груша в народных представлениях — «прытулак» таких мифологических существ, как русалки, поэтому на грушу для них забрасывали венки из цветов и трав во время Русальной недели. Еще, по преданиям, в дупле очень старой, с корявым, будто измученным артритом, стволом груши иногда прячется сам черт. Неудивительно, что груша часто встречается в различных народных заговорах. Плод, который дольше всего провисит на дереве, обладает особой силой — его съедали в качестве средства от бесплодия. Грушевый напиток давали для восстановления сил роженице.


На белорусских землях Спас прежде соотносили со словом «спать» и считали, что в этот день земля спит, поэтому не стоит тревожить ее сон и работать на поле, а то всяко может обернуться... Правда, без дела все равно не сидели, делали какую–нибудь другую работу, ведь «Спас не гуляе, каня сядлае, поле аб’язджае, копы лiчыць, у гумно звозiць. Гэта — на семя, а гэта — на емя».


По наблюдениям, день считался началом отлета аистов. Но если они засобираются в дорогу аж за неделю до второго Спаса — значит, зима наступит рано, будет морозной, а весна — дружной и теплой. Если эти красивые птицы улетали позже — осень ожидается теплой, зима — поздней, а весна — холодной.

Фото Ольги ПАК.

Советская Белоруссия №154 (24535). Пятница, 15 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter