Набор инструментов

Нацбанк ратует за расширение своих полномочий...

Нацбанк ратует за расширение своих полномочий.

Для нормального функционирования финансового рынка Беларуси не хватает наличия полного ассортимента услуг для инвестирования средств физлиц. Ну а тем в свою очередь —  необходимого уровня финансовой грамотности для того, чтобы использовать такие услуги для блага своего кошелька. Именно на этих двух столпах базируется новая стратегия Нацбанка.

Ведомство выступило за передел полномочий рынка финансовых услуг, предлагая создать в стране институт мегарегулятора. В главном банке страны предлагают объединить все финансовые услуги под одной «крышей». Как считают специалисты, с одной стороны, это подвигнет рынок к развитию, а с другой — лишит белорусов риска «обжигаться» на деятельности недобросовестных финансовых организаций.

Идея предоставить Нацбанку больше полномочий в области надзора за финансовыми организациями не нова. За последние несколько лет заметно расширили свои полномочия центробанки многих европейских государств — Германии, Великобритании, Франции, Ирландии, Литвы, Греции. Недавно эта тема активно обсуждалась и в России, где главный банк страны также заметно расширил круг своего влияния. В нашей стране необходимость передать Нацбанку функции регулятора рынка страховых и лизинговых услуг также обсуждалась не раз. За это ратовал бывший его глава Петр Прокопович, но, по всей видимости, рынок к тому времени не созрел. А между тем, как считают в главном ведомстве страны, такие меры привели бы к бурному развитию рынка финансовых услуг. В настоящий момент доля банковских организаций в общем «пироге» финансового сектора занимает более 97 %.

«Сразу оговорюсь, Нацбанк заинтересован в развитии небанковского финансового рынка и в том, чтобы у банков появилась альтернатива. Самае главная цель нововведений — чтобы на рынке доминировали интересы клиентов и те имели возможность выбирать наиболее комфортные для них условия вложения капитала»,— объясняет заместитель председателя Национального банка Сергей Дубков. Специалист подчеркивает: в последнее время на рынке небанковских финансовых услуг появилось немало недобросовестных структур, чем-то отдаленно напоминающих самую главную страшилку 90-х — финансовые пирамиды. «Как правило, они имеют нечеткую структуру собственности и доход не от производственной продукции или работы на финансовом рынке, а за счет привлечения новых вкладчиков. А это одна из классических формулировок пирамид, даже если это официально и не называется пирамидой», — объяснил эксперт. В частности, весной нынешнего года совместными усилиями КГБ, МВД и Нацбанка в стране была пресечена деятельность финансовой пирамиды «МММ-2011» — структуры, работавшей на рынках ряда стран постсоветского пространства. Причем Беларусь в данном случае была первой, кто забил тревогу, и приняла действенные меры, ограничивающие деятельность этой структуры. «Эти мероприятия позволили избежать существенного финансового ущерба для граждан страны. Нашему примеру последовали и продолжают следовать целый ряд других стран. Так, соответствующие уголовные дела возбуждены в Латвии, Литве, Молдове, Казахстане, России. Этот случай показал необходимость дополнительного регулирования всех сегментов финансового рынка, в том числе тех, которые формально в настоящее время не подпадают под надзор органов госуправления, и которые параллельно не несут ответственность за их развитие», — подчеркнул Сергей Дубков.

На первом этапе Нацбанк хотел бы оставить за собой полномочия по регулированию микрофинансовых операций, в частности, взять на себя вопросы, связанные с микрокредитованием, микролизингом, денежными переводами, привлечением и предоставлением микрозаймов, с работой потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи и обществ взаимного кредитования. В перспективе ведомство может попросить для себя полномочия, ныне находящиеся в сфере интересов правительства, — вопросы регулирования рынка ценных бумаг, деятельность паевых инвестиционных фондов и страховой рынок. Соответствующие предложения ведомство уже отправило на рассмотрение премьер-министра.

«Кроме того, Нацбанк может взять на себя вопросы, связанные с регулированием лизинговой деятельности, форфейтинга, факторинга и Forex. Вы знаете, в настоящий момент идет интеграция в рамках Единого экономического пространства, и для того, чтобы мы были конкурентоспособными, мы должны развивать эти рынки. К сожалению, целый ряд небанковских операций до сих пор находится вне правового поля. Например, в Гражданском кодексе не прописаны понятия форфейтинга. То есть получается парадокс: банки оказывают эти услуги, но их как бы не существует», —   пояснил зампредседателя Нацбанка.

Нацбанк давно сетует на то, что иные инструменты сбережений, за исключением банковских вкладов, в стране если и не отсутствуют напрочь, то присутствуют в крайне усеченном виде. Собственно, из-за такой безальтернативности вкладчики и предпочитают бросаться в объятия полулегальных финансовых структур, рискуя своими деньгами. «Если бы у населения были другие способы вложения средств, пусть и более рисковые, но понятные и объясняющие цену такого риска, то деньги вкладчиков работали бы на экономику страны, — говорит Сергей Дубков. — Это очень важный вопрос, если этого не предложим мы, то это предложат наши  партнеры по ЕЭП. В настоящий момент рынки интегрируются, снимаются ограничения по перетоку капитала, и, чтобы белорусская финансовая система могла быть конкурентоспособной, мы должны первыми предложить частным инвесторам все возможные финансовые инструменты».

При этом специалист уверен, что наравне с развитием альтернативных финансовых инструментов немало внимания следовало бы уделять финансовому образованию граждан, ведь в противном случае им будет очень непросто пользоваться такими инструментами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter