Набивший оскомину…

Оценка состояния республиканских магистралей снизилась с 3,72 до 3,68 балла

Дефицит средств может привести к смене приоритетов

Недавно был завершен осмотр автомобильных дорог общего пользования. О его результатах пресс-службе «Белавтодора» рассказал начальник управления содержания дорожной сети департамента Александр Головнев.

— Анализ весеннего осмотра показал, что в результате принимаемых отраслевыми организациями мер удалось не допустить резкого снижения эксплуатационного состояния и качества содержания трасс и мостов, — говорит Александр Федорович. — Вместе с тем значительная часть сети дорог общего пользования ввиду хронического недофинансирования отрасли эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками. Естественно, это сказывается на их несущей способности и состоянии. Ситуацию усугубляет и тот факт, что подвижек в увеличении финансирования дорожного хозяйства пока не просматривается. К примеру, программа капремонта в этом году охватывает лишь 120 км магистралей республиканского значения, общая протяженность которых превышает 15 тысяч км. То есть на отремонтированный в этом году участок дороги при сохранении нынешнего уровня финансирования мы сможем вернуться лишь через полтора столетия! Такой межремонтный срок никакое покрытие не выдержит. Ведь материалы со временем стареют и теряют свои первоначальные свойства. При этом на покрытие воздействуют высокие транспортные нагрузки, сказываются и погодные условия: многократные перепады температуры в осенне-весенний период, летняя жара…

В целом, как показал весенний осмотр, средняя оценка эксплуатационного состояния республиканских магистралей составила 3,68 балла (в 2009-м – 3,72, 2008-м – 3,76). При этом снизилась оценка по всем конструктивным элементам: земляному полотну, мостовым сооружениям, трубам, проезжей части и обустройству дороги. Особую озабоченность вызывает невысокая оценка мостовых сооружений (3,56 балла) и проезжей части (3,43) – наиболее важных элементов для трасс с точки зрения безопасности и комфортности движения. Количество мостов и путепроводов, требующих ремонта, в 2010 году увеличилось на 11 едениц и составило 321 сооружение. Увы, но отрасль в силу нехватки средств пока не в состоянии обеспечить требуемые объемы ремонта: в прошлом году они составили лишь 17 % от необходимого.

Что касается наличия дефектов покрытий, то на республиканских магистралях выбоины составляют 1907 км, сетка трещин – 1271 км, колея – 1783 км, «заплаты» – 4772 км. Протяженность участков, требующих текущего или капремонтов, по сравнению с весенним осмотром 2009 года в целом увеличилась на 276 км и составила 2836 км. Между тем программой работ 2010 года предусмотрено провести текущий ремонт 1286 км, капитальный – 124 км, реконструкцию – 40 км. Все вместе это составляет лишь половину от потребности.

Довольно большим остается и число критических дефектов, и если в части содержания они в основном устраняются в приемлемые сроки, то по конструктивным элементам их ликвидация зачастую требует соответствующих финансовых вложений, в чем отраслевые организации ограничены. Оценка качества содержания республиканских дорог снизилась на 0,02 балла и составила 3,93 балла. На уровне прошлого года удержался лишь «Гродноавтодор». На Гродненщине, к слову, даже улучшилось эксплуатационное состояние трасс республиканского значения.

По результатам весеннего осмотра были обследованы и участки трасс, на которых в минувшем году выполнялось устройство защитных слоев в виде поверхностной обработки. В целом дефекты составили 1,2 % от общего объема выполненных работ. При этом на двойной поверхностной обработке недостатков не обнаружено. Неплохие результаты получены и по поверхностной обработке с использованием битумных эмульсий. Определенные выводы были сделаны и по итогам мониторинга состояния разметки.

Что касается местной сети дорог, то при общей ее протяженности более 70 тыс. км комиссиями было осмотрено чуть больше 62 тыс. км, а оценка определена по 54,5 тыс. км. Тот факт, что не все осмотренные дороги были оценены, не может дать полную и объективную картину состояния местной сети. Принятые в последние годы на баланс облдорстроев «направления» требуют концентрации определенных ресурсов, в том числе и финансовых. Набивший оскомину дефицит средств приводит к пробуксовке в вопросе доведения этих трасс до нормативных требований. В такой ситуации ставится задача выполнить на грунтовых участках необходимые работы по обеспечению круглогодичного проезда. Это системы водоотвода, подсыпка заниженных мест, профилировка, очистка от снега и т.д.

С учетом тенденции по снижению эксплуатационного состояния дорог и хронического недостатка средств необходимо определить стратегию работы отрасли на ближайшие годы. Увы, но если ситуация не изменится, то говорить о развитии дорожной сети не приходится: нужно сделать упор либо на увеличении доли капремонтов с доведением дорог до нормативных требований, либо сосредоточиться на текущем ремонте для поддержания трасс в проезжаемом состоянии. На прошедшей недавно коллегии департамента руководителям автодоров и облдорстроев предписано проанализировать результаты весеннего осмотра, определить искусственные сооружения, участки дорог и их конструктивные элементы, которые требуют безотлагательного ремонта в этом году, и те, которые следует включить в программу работ будущего года. При этом обнаруженные критические дефекты должны быть устранены в самые сжатые сроки. В протокольной записи коллегии также отдельно оговорено устранение дефектов в рамках гарантийных обязательств подрядных организаций.

Фото: Михаил ЛЕЩЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter