На зверя... охотится брокер

Потребкооператоры продали в Хельсинки норок на 4 миллиона долларов

На недавно завершившемся в Хельсинки международном пушном аукционе многие гранды отраслевого бизнеса были приятно удивлены продукцией зверохозяйств Белкоопсоюза

На аукционные торги в Финляндию белорусская делегация во главе с первым заместителем председателя Правления Белкоопсоюза Леонидом Сенько привезла более 137 тысяч единиц пушного сырья из норки. Осмотрев белорусский товар, придирчивые заграничные брокеры за ценой не постояли, зверохозяйства потребительской кооперации выручили на аукционе более 4 миллионов долларов. Причем отечественные производители меха в процессе торгов даже увеличивали ставки относительно первоначальной цены. В чем причина успеха звероводческой отрасли отечественной экономики, получившей активное развитие только в сфере потребительской кооперации?

Как рассказал начальник отдела звероводства Белкоопсоюза Александр Ванцовский, глаз на белорусскую пушнину положили китайские, гонконгские, греческие, итальянские и российские производители меховых изделий. Пушнина, как правило, будет использована на изготовление комплектов верхней одежды, а также головных уборов. Интерес и цены на белорусскую норку подстегнули и климатические условия – минувшая зима практически по всей Европе была не только снежной, но и чрезвычайно холодной. К тому же из-за финансово-экономического кризиса в мире произошло заметное сокращение производства пушнинно-мехового сырья с последующим повышением на него аукционного спроса и цены. В этом отношении Хельсинкский и недавний Санкт-Петербургский аукционы позволили установить четкие критерии спроса на пушнину, подтвердили конкурентоспособность продукции зверохозяйств Белкоопсоюза, которые применяют антизатратные механизмы, внедряют современные технологии выращивания, повышают качество пушнины. Это очень важно для становления молодой отрасли, основная доля продукции которой ориентирована на экспорт. Так, в 2009 году хозяйства потребкооперации произвели около 700 тысяч единиц меха, более 60 процентов которого было продано с аукционов. Главные экспортеры — Калинковичское, Гродненское, Бобруйское и Пинское зверохозяйства — ныне приближаются к уровню развития, при котором качество пушнины все меньше зависит от человеческого фактора. Сегодня специалисты зверохозяйств работают над расширением поголовья наиболее востребованной на рынке норки скандинавского типа, с так называемой короткоостной пушниной. Доля ее в объеме производства составляет пока немногим более 20 процентов, что явно недостаточно для наращивания экспортных поставок. Однако и длинношерстная пушнина восточно­европейского типа, которую преимущественно производят зверохозяйства потребительской кооперации, также находит на рынке своих покупателей.

— Конечно, мы работаем на покупающего товар брокера, — говорит Александр Ванцовский, — но в конечном итоге мех попадает в другие страны. Здесь из белорусской пушнины шьют качественные и стильные изделия. Чтобы завоевать свое место под солнцем, необходимо научиться не только производить качественную пушнину, но и грамотно работать на аукционных торгах. В мире производится около 50 миллионов штук шкурок пушного зверя. Это в основном Канада, Америка, Китай, Скандинавия. Например, маленькая Дания, которая была активно представлена в Хельсинки, ежегодно производит около 14 млн. штук шкурок. Около 6 миллионов — страны Скандинавии, реализующие продукцию на многих международных аукционах. То, что среди этих именитых производителей пушнины, имеющих вековые традиции, заявила о себе и Беларусь в лице предприятий потребительской кооперации, – факт многообещающий.

Однако поле деятельности у белорусских звероводов достаточно ограниченное, так как доступ на большинство мировых аукционов для них пока заказан: отраслевые хозяйства не являются членами Международной ассоциации производителей пушнины. Чтобы отворить дверь на другие рынки, необходимо получить международный сертификат производства и самое главное — необходим закон о выращивании пушного зверя, который в республике пока не принят.

— Для нас главная задача – реализация практически всей продукции через аукционы, мы всегда приветствовали такие подходы, — убежден Александр Ванцовский. — В течение года работаем именно на эти факторы, а не для того, чтобы производить меха на склад и потом на них сидеть.

По завершении аукциона в Хельсинки первый заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Леонид Сенько провел переговоры о привлечении зарубежных инвестиций в развитие звероводческой отрасли. Также прошли переговоры с эксклюзивными производителями оборудования по первичной обработке меха и приготовлению кормов для пушного зверя, приобретение которого укрепит экспортные позиции отрасли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter