На железной дороге – железную дисциплину

Наш собеседник сегодня — исполняющий обязанности белорусского транспортного прокурора Вадим АЛЕКАЕВ

Наша газета уделяет пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, и в первую очередь при перевозке пассажиров. Из года в год мы  поднимаем злободневные проблемы, анализируем причины и условия тех или иных упущений и недостатков. Наш собеседник сегодня — исполняющий обязанности белорусского транспортного прокурора Вадим АЛЕКАЕВ.

— Вадим Валентинович, для начала хотел бы поинтересоваться, какие выводы сделаны Белорусской транспортной прокуратурой после чрезвычайного происшествия в Гомеле, когда произошло частичное обрушение путепровода перед движущимся составом.

— Оно послужило основанием для проверки общего состояния путепроводов не только на Белорусской железной дороге, но и на всех мостах, находящихся над железнодорожными путями. Данная проверка оказалась очень своевременной и обнажила имеющиеся изъяны и недостатки в эксплуатации дорожных сооружений. 

Особенно много нарушений выявлено по Гомельскому транспортному региону. Ряд путепроводов, как установлено при их осмотре, требует незамедлительного ремонта. Выявлены сооружения, имеющие дефекты, которые угрожают безопасности движения поездов и могут повлечь обрушение отдельных элементов мостов и железнодорожных конструкций на пути. Данную проблему гомельский транспортный прокурор вполне обоснованно поднял на уровне руководства облисполкома. 

А вот и свежий пример. 3 августа на 283-м километре перегона Вирский—Хальч (остановочный пункт Калыбовка Жлобинского района) на опорной колонне реконструируемого автомобильного моста трассы Минск—Гомель обнаружена трещина, создавшая угрозу движению железнодорожного транспорта. По этой причине более чем на три часа было остановлено движение поездов. С грубыми нарушениями технологии работы на данном путепроводе производило УП «Мостоотряд № 88» г. Минска. 

Мы считаем, что сложившаяся ситуация должна решаться комплексно. И не только Белорусской железной дорогой, но и органами местной власти, а также  предприятиями и организациями, на балансе которых находятся неблагополучные мосты и путепроводы. Требуются кардинальные меры не только по Гомельскому транспортному региону, но и в целом по Беларуси. Безусловно, это потребует крупных финансовых затрат. Но мы убеждены: на безопасности экономить нельзя! 

— Предполагаю, у транспортных прокуроров немало причин для  головной боли…

— В последнее время с учетом остроты  проблемы обеспечения безопасности движения транспорта и лиц, с ним соприкасающихся, по поручениям Генерального прокурора Республики Беларусь мы усилили надзор в этом направлении и добились определенных результатов. 

Органы Белорусской транспортной прокуратуры провели проверку исполнения трудового законодательства, рационального использования топливно-энергетических ресурсов в службе локомотивного хозяйства. Особое внимание обратили на соблюдение режима труда и отдыха локомотивных бригад, технику безопасности, трудовую и производственную дисциплину. Выявлены серьезные нарушения законодательства. В частности, несмотря на общее сокращение числа нарушений безопасности движения на объектах железнодорожного транспорта, количество отказов в работе технических средств на предприятиях локомотивного хозяйства в 2005 году увеличилось и составило 48 случаев (год назад их зафиксировано 44). Причем возросли  особые случаи брака. 

При постоянно возрастающем объеме перевозок дала о себе знать проблема сверхурочных работ локомотивных депо. По сравнению с 2004 годом их увеличение составило 48 процентов! Сильно  обострилась проблема надлежащего обеспечения условий труда и отдыха локомотивных бригад. Установлены нарушения в содержании домов отдыха. Заместителю начальника Белорусской железной дороги внесено представление об устранении выявленных нарушений. 

— Наша газета не раз писала о конкретных происшествиях, зачастую со смертельным исходом, на железнодорожных переездах и переходах. Наблюдаются ли здесь перемены к лучшему?

— Ответ начну с общих цифр. Главный путь Белорусской магистрали составляет 7206,9 километра. Плюс 3307 километров – станционные пути. При этом в стране имеется 1444 переезда. Зачастую они расположены сравнительно недалеко (на расстоянии до трех километров) друг от друга.

Мы считаем, что с привлечением местных органов власти  можно 20—30 процентов имеющихся переездов сократить. Например, в Бресте в черте города аж 54 переезда, в Гомеле — 43, в Барановичах — 12.  А вот железнодорожный путь в Борисове составляет 4,5 километра и разделяет центр города и частный сектор, в котором проживают более 13 тысяч человек. Переходный мост через пути не используется населением, а единственный переход с улицы Островского на улицу Горького не оборудован даже светозвуковой сигнализацией. Именно беспокойство за жизнь людей, находящихся вблизи источника повышенной опасности, и побуждает нас вникать до мельчайших деталей в причины и условия произошедшего, анализировать и принимать меры упреждающего характера. 

— Но в целом, Вадим Валентинович, трудовая дисциплина на железной дороге, согласитесь, не хуже, чем в других отраслях.

— В силу специфики работы железнодорожники всегда отличались собранностью и дисциплинированностью. Не терял своей актуальности лозунг «На железной дороге – железную  дисциплину!». Но, к сожалению, не всегда лица, имеющие прямое отношение к вопросам обеспечения безопасности, требовательно относятся к себе и другим. Тревогу вызывает то обстоятельство, что из 57 работников, появившихся в минувшем году на работе в состоянии опьянения, — 3 машиниста и 4 помощника машиниста, что значительно больше,  чем год назад. И в нынешнем году допускались такие факты: только по представлению прокурора руководители среднего звена были привлечены к ответственности за допуск  к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. 

— Но порой и человеческий фактор не спасает ситуацию. Например, когда техника до предела изношенная.

— Согласен. В настоящее время до 7 процентов локомотивов ставятся на различные виды деповского ремонта со значительным перепробегом, 15 тепловозов и 8 дизель-поездов подвергались внеплановому ремонту, 2800 вагонов стоят в ожидании деповского и капитального ремонта. Кроме того, парк грузовых локомотивов практически не обновлялся. Состояние подвижного состава далеко от идеального и  требует больших финансовых вложений. И на этом также нельзя экономить. 

— В деле обеспечения безопасности движения, укрепления трудовой дисциплины особая роль отводится ведомственному контролю. Как он справляется с возлагаемыми на него задачами?

— Проверка деятельности контрольно-ревизионной службы Белорусской железной дороги по обеспечению сохранности государственной собственности показала, что фактически эта служба децентрализована, и это негативно отразилось на состоянии ведомственного контроля. На низком профессиональном уровне проводились ревизии  контрольно-ревизионными отделами Брестского, Минского, Могилевского отделений дороги, которыми нарушения в финансово-хозяйственной деятельности не выявлялись. В связи с этим возникала необходимость проведения повторных ревизий. Кроме того, неудовлетворительное качество ревизий повлекло причинение ущерба  транспортным организациям от применения санкций, налагаемых другими контролирующими органами. 

Установлены просчеты в подборе и воспитании кадров ревизоров. За получение взяток к шести годам лишения свободы осужден начальник отдела контроля и ревизий предприятий торговли, общественного питания и бюджетных организаций  контрольно-ревизионной службы Белорусской железной дороги В. Громыко. Судимая за кражу З. Акулова была лишена судом права занимать должности, связанные с обслуживанием  товарно-материальных ценностей, сроком на пять лет. Однако едва минула половина этого срока, как  ее приняли на работу контролером-ревизором транспортного РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги». За неприменение к пассажирам мер административного воздействия за безбилетный проезд она неоднократно получала от них взятки. В результате за эти криминальные действия вновь была осуждена. На сей раз на шесть лет. За ненадлежащее исполнение обязанностей еще три должностных лица ревизионных служб по требованию прокуратуры привлечены к дисциплинарной ответственности. 

— Короче, желаемых результатов   прокурорам добиться не так просто...

— Хотелось бы впечатляющего результата достичь быстро. Но так не бывает. Обычно требуется кропотливая работа. Надеюсь, что в ближайшее время после принятых прокуратурой мер конкретное улучшение ощутит каждый человек, который пользуется услугами железнодорожного транспорта. 

На снимке: старший советник юстиции Вадим Алекаев. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter