На земле святой Евфросинии

Самому древнему городу Беларуси исполнилось 1152 года

Попытаюсь рассказать о Полоцке так, каким я его увидела, как преподнесли мне его жители, влюбленные в свой город.
Вначале была встреча в Свято-Евфросиниевском монастыре. Перед входом в него задержал охранник: “Наденьте поверх одежды юбку, без нее в храм входить не разрешается”. Благо, косынка была с собой, а тканые куски с двумя повязками, трансформирующиеся в руках в часть монашеского одеяния, позволили войти вместе с большой группой паломников в обитель женского монастыря.
Когда-то, покинув тайно родительский дом, двенадцатилетняя Предслава из родовитой семьи попросила приюта в этом монастыре. Со временем здесь же приняла иноческий постриг с именем Евфросиния. Юная монахиня часами переписывала священные книги, а деньги, полученные за труды, раздавала нищим. Как-то пришло к ней ангельское видение, через которое Господь указал ей на особое служение. С тех пор и до самой смерти ее жизнь строилась на глубокой вере и преданности Богу. Прошли века, а поклониться мощам преподобной Евфросинии Полоцкой едут, доходят пешком до храма тысячи богомольцев.
Возле крыльца показалась матушка Евдокия, игуменья Свято-Евфросиниевского монастыря. Высказав ей свое глубокое почтение, стала спрашивать о том, что мне было не совсем понятно как обычному человеку, живущему в миру.
— Матушка Евдокия, рассейте мои сомнения: правда ли, что человек без веры ничто?
— Так вопрос ставить нельзя. Вера может быть разной. Если бы вы спросили меня, зачем мы на этой земле, то я ответила бы: монахи — соль земли. Не будет соли — все испортится. Так и с храмами. Куда ходить, где замаливать свои грехи, где получать наставления, чтобы жить в гармонии со своей душой? Пока в храмах совершается литургия, будут происходить таинства по воле Божией.
— У вас тут много молодых сестер. Отчего они приходят к вам, а потом и остаются?
— Да, девяносто сестер — это немало. Среди них — монахини, инокини (насельницы), послушницы (начальная ступень монашества). Вначале мы принимаем их как паломниц. Но когда видим, какие они получают здесь радость и утешение, что к ним снизошла небесная благодать, оставляем их в стенах монастыря. Но, хочу заметить, это не каждому дано. Нужно иметь большое смирение и огромное желание служить Господу Богу.
— К вам часто приходят со своими проблемами и болями, просят помощи...
— Родненькая моя, это и есть задача монахов — полностью отдаваться в молитве во имя спасения пришедшего к нам за помощью. Наша любовь к Богу измеряется любовью к ближнему.
— Всегда ли наказуем грех и награждено добро?
— В лоне церкви так заложено законом. Любой грех влечет за собой наказание. Посмотрите, как расплачиваются люди, живущие с безмерно пьющим человеком. Они страдают. А сам пьяница постепенно загоняет себя в болото. Такое же происходит в семьях, где кто-то увлекся наркотиками, игрой в казино или из-за своей лени нигде не работает, и в доме от него нет проку... Если к нам приходят такие, потерявшие себя, мы излечиваем их от страшных пороков, мешающих жить им и близким им людям. А кто живет по божьим заповедям, при этом умеет сострадать, помогать человеку, находить для него слова утешения — он уже творит добро.

Орган Софийского собора

Настало время посещения Софийского собора. Нас ждал экскурсовод. Только она начала рассказ об истории этого великолепного по архитектурной задумке барочного храма, как произошло неожиданное перемещение в далекий ХI век из-за кирпичной кладки фундамента тех времен, сохраненной в музее в подземелье собора в первозданном виде. В Полоцке Софийский собор известен и концертными вечерами органной музыки. Знатоки считают, что звучание полоцкого органа одно из лучших в мире. Восприятие музыки усиливается еще и тем, что слушаешь ее под сводами величественного собора с замечательной гипсовой лепниной балкона, стен, вензелей, покрытых сусальным золотом, обведенных яркими сочными красками.

Музеи на Нижне-Покровской

Мне кажется, такое количество музеев и выставок на одной небольшой улице я не встречала ни в одном белорусском городе. На Нижне-Покровской, в самом центре Полоцка, находятся музеи: краеведческий, детский, книгопечатания, выставка с названием “Прогулка по Нижне-Покровской улице”. Мы посетили музей белорусского книгопечатания и музей-библиотеку Симеона Полоцкого. Экспозиционные залы здесь представляют не только книжные раритеты, но и целые композиции, восстанавливающие печатное дело разных эпох, — это восковые фигуры работников в печатном цеху, станки, шрифты, буквы, отлитые в металле, и, конечно, старинный кабинет с факсимильными рукописями стихов и драматических произведений Симеона Полоцкого. Например, написанные им с 1680 по 1683 год “Тестамент” и “Вечеря душевная”. Не оставляет равнодушным и собранная коллекция музея-библиотеки, включающая двенадцать тысяч редких изданий книг и различных записей. Потому неудивительно было узнать, что в школах города введен такой предмет, как полоцковедение.

Звон колоколов и князь Ольгерд

Один колокол побольше, другой поменьше издавали мелодичный звон в цеху предприятия ОАО “Технолит Полоцк”.
— Заказ необычный и ответственный. До этого не приходилось заниматься литьем колоколов, — рассказывает его директор Леонид Петров. — Приятно, что мы смогли его выполнить. Ведь около тридцати церквей полоцкой епархии стоят пока без колоколов.
Здесь продолжают заниматься художественным литьем. В одном из цехов готовили модель для отливки князя Ольгерда с мечом на лошади.
— Вы знаете, — продолжает Леонид Владимирович, — полоцкая аура вдохновляет на большие дела. Между литейными организациями проводился тендер на строительство памятника героям Отечественной войны 1812 года. Не представляете, сколько было радости и гордости, когда мы его выиграли! Сейчас он величаво стоит на площади Свободы нашего города. Мы занимаемся литейным производством в различном формате, но нам дорого то, что многие скульптуры, памятные знаки, украшающие Полоцк, вышли из стен нашего предприятия.

Дом, заполненный детворой

Многодетные семьи тоже не редкость в этом городе. Поражает другое — семьи, где пять-шесть детей воспитывают мамы, которые занимают руководящие должности, являются общественными деятелями. Мы вошли в один такой дом. Знакомьтесь: маму зовут Олеся Пенкрат, ей 35 лет, у нее пятеро детей. Она награждена орденом Матери, учрежденным указом Александра Лукашенко, и медалью Преподобной Евфросинии Полоцкой, полученной из рук Митрополита Филарета. Олеся считает, что чем больше детей, тем больше любви в доме.
— Олеся Владимировна, наверное, вы испытываете определенные трудности, имея такую большую семью?
— Испытание у меня случилось, когда забеременела, имея уже двоих, и в это же время получила предложение хорошей работы. Настроила себя на аборт, собиралась в поликлинику. Но мой духовный учитель, матушка Евдокия, сказала мне такие сокровенные слова, что я решила рожать. Да, и уволить обещали, и проблемы были в семье, угнетало безденежье. Но когда родился Ванечка, в наш дом пробился лучик солнечного света. Во-первых, он стал общим любимчиком, во-вторых, настали перемены к лучшему в нашем доме. Теперь у нас с мужем Александром самых родных и желанных детишек пятеро — это Анастасия, Елена, Иван, Евдокия и Александра. Они не эгоистичны, трудолюбивы и вполне самодостаточны. Мы постоянно подпитываемся от их доброты, тепла и ласки. У меня было желание стать матерью большой семьи, и у меня это получилось.

Татьяна НЕМЧИНОВА

Материалы подготовлены при содействии Полоцкого райисполкома и унитарного предприятия “Полоцкводоканал”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter