"На здоровье, доктор"

Моя приятельница, дипломированный врач, уже терпеть не может шоколад, кофе и коньяк - "дежурный набор", который так и норовят ей всучить после операции.
Моя приятельница, дипломированный врач, уже терпеть не может шоколад, кофе и коньяк - "дежурный набор", который так и норовят ей всучить после операции. "Это потому, что у меня опыта пока маловато, - вздыхает она. - Вон у нашего заведующего твердая такса - 80 у.е. и никаких шоколадок". А люди несут и несут - сало, мед, колбасу, кто что может... Лукавит все-таки официальная статистика, утверждающая, что в прошлом году из своего кармана белорусы профинансировали здравоохранение только на 11 млрд. рублей. Помимо страховых полисов и платных услуг, есть в медицине и иные, очень бурные и не очень тайные, финансовые потоки, им даже название придумано - "неформальные платежи". Благозвучнее, конечно, чем по-старому: "подношение" или "взятка".

В нашей стране "черный" рынок в медицине - феномен, пока не поддающийся измерению. Вроде бы проблема есть, а вроде и нет, потому что не существует никакой статистики. А на нет и суда нет, недаром процессы над взяточниками в белых халатах можно по пальцам пересчитать: "дело детских реаниматологов", "дело наркологов", "гомельское дело"... В республиканской Прокуратуре мне тоже не смогли помочь: учет там ведется по другим критериям, специальное исследование заняло бы несколько месяцев, а последний раз к теме "Медицина и закон" аналитики обращались два года назад, и то речь шла больше о врачебной этике. В общем, если официально, то, как в известной песне, "кто-то кое-где у нас порой", а если начистоту, то "не для диктофона". Иное дело в Украине, где, согласно последнему опросу представительства ООН, две трети респондентов хотя бы раз подносили "презенты" врачам, причем каждый четвертый считает это обычным делом. В России фонд ИНДЕМ оценивает бытовую коррупцию в медицине в 600 млн. долларов. И хотя "черный" рынок наступает на пятки "белому", назвать его "диким" нельзя - здесь действуют свои четкие правила. Это засвидетельствовало уникальное исследование, в ходе которого впервые слово было предоставлено не разъяренным пациентам, а самим врачам из Саратовской и Ярославской областей. А поскольку наших медиков с российскими роднит не только язык общения, то их выводы вполне можно спроецировать и на белорусскую действительность. Ну, может быть, с очень маленькой натяжкой.

Главный вывод из признаний медиков таков: брали и брать будем. Из почти 200 человек с трудом отыскался лишь один, "принципиально не берущий". Женщина-хирург высшей категории, не замужем, детей нет, зарплата 60 у.е., отправила по почте оставленные пациентом деньги, а подаренную микроволновку передала в общее пользование. Коллеги открыто подтрунивают над ней... У всех остальных разные мотивы для мздоимства: твердое убеждение, что их профессионализм должен иметь свою цену; унизительная зарплата; страх выбиться из коллектива и т.д. Но сути дела это не меняет: заведующие отделениями саратовских больниц в следующем месяце ожидают трехкратную "прибавку" к жалованью, хирурги и гинекологи - доход в 2 - 3 раза выше легального, узкие специалисты поликлиник рассчитывают всего на 20 - 30 процентов "теневых". Самое тоскливое положение в табели о рангах у терапевтов и педиатров - они брать не научились. Или, может быть, просто не дают?.. Что же касается Беларуси, то, если свести воедино жалобы больных и чистосердечные признания медперсонала, "тарифная сетка" подношений получится весьма пестрая: от 1 у.е. за каждый день "больничного" до 700 - 800 за высокотехнологичную операцию. Ну а взятка натурпродуктом - это уж, извините...

Вообще, "подношение по-медицински" - целая наука. Можно платить по тарифу - это когда пациенту сразу дают понять что к чему. Можно по возможности, что более гуманно: бабульки, студенты, медики обслуживаются "за бесплатно", нувориши - по твердой таксе. Есть еще плата по просьбе, когда кто-то из коллег врача мягко намекает: мол, вон той тетеньке в левом углу операция обошлась в 100 долларов. Особый случай - поборы, то есть предложение подать на бедность (на лампочки или швабры). Это, кстати, медицинское сообщество дружно осуждает. Ну и, наконец, самая распространенная взятка-благодарность, ее охотно дают и охотно принимают. Сюда входят те самые пресловутые "традиционные" наборы, "конвертики", гарантия услуг в будущем. Как объяснил один хороший хирург: "Обычно это стоит 150, но ему я операцию сделал бесплатно. И уже третий год бесплатно ставлю машину на его автостоянку"...

Когда поднимают скользкую тему "теневой" медицины, всегда поминают первого наркома здравоохранения Семашко. Мол, это он на вопрос: "Почему врачам такое низкое жалованье положили?" - отмахнулся: "А врача народ прокормит". Такое положение устраивает почти всех. Пациентов совестливых, знающих, что врач провел им сложнейшую трехчасовую операцию при окладе, эквивалентном 120 у.е., тогда как в западных клиниках она стоит десятки тысяч долларов. Тех, кто руководствуется принципом "За здоровье надо платить". Больных, вкусивших прелести общей очереди и "усредненного" лечения. И, естественно, врачей, которым невыгодно проводить платежи через кассу и получать от силы пятую часть от стоимости услуги. А так - из рук в руки, и в итоге, как выясняется, даже на 20 процентов дешевле выходит, чем по прейскуранту.

Но если бы дело было только в неподобающей оплате труда! Во взятках регулярно уличаются и западные врачи, которым на доходы вроде грех жаловаться. Свежий пример - прокуратура Мюнхена в ближайшее время грозится предъявить обвинение 4 тысячам (!) немецких практикующих врачей. За ценные подарки, оплаченные поездки и те же "конвертики" они, не моргнув глазом, прописывали своим пациентам препараты одного фармацевтического гиганта. Ассоциация врачей в польской Лодзи вообще ратует за легализацию подношений. Аргументы умиляют своей прямотой: "Единственный способ победить коррупцию - сделать ее легитимной. Хотя мы и понимаем, что малообеспеченные люди не смогут позволить себе платить за лечение и будут обслуживаться хуже". Стало быть, взятка в медицине - явление интернациональное? Неискоренимое? Не зависящее ни от экономики, ни от политики, ни от моральных устоев? Впрочем, о морали здесь лучше лишний раз не вспоминать, слишком уж немодное, нерыночное это понятие. "Каши из него не сваришь, детей не накормишь, - кипятится моя приятельница-хирург и, подумав, добавляет: - И "мобильного", кстати, не купишь... Вообще, ты знаешь, что Гиппократ не осуждал подношения врачам?" Что ж, может быть. Только он вряд ли предполагал, что некоторые современные врачи именно "неформальные платежи" поставят во главу угла. И уже неясно будет, кто дает доктору "на чай" - пациент или главный работодатель, государство?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter