На взлете

Сенсация прилетела из Барановичей

Сенсация прилетела из Барановичей

Менее полугода назад в российском городе Жуковском состоялся авиасалон «МАКС-2005». На него неожиданно прибыл и занял место на статической стоянке РСК Миг — истребитель с бортовым номером 06 из белорусского города Барановичи. Интрига заключалась в том, что в предварительных списках летательных аппаратов, участвующих в выставке, белорусский авиапосланец не значился, на что обратили внимание специалисты, дотошно отслеживающие такого рода процессы.

Действительно, учредители выставки через наше Министерство обороны пригласили белорусский самолет в самый последний момент – за неделю до ее открытия.

Прибывший из Барановичей, где на республиканском унитарном производственном предприятии «558-й авиационный ремонтный завод» прошел соответствующую доработку, одноместный многоцелевой модернизированный истребитель Миг-29БМ (все расходы по доставке современной машины белорусская сторона взяла на себя) стал одной из сенсаций авиасалона. Его появление в Жуковском не оставила без внимания ни одна из многочисленных зарубежных делегаций, побывавших на выставке. Главком ВВС России Михайлов, другие доки в летных новинках по достоинству оценили белорусский экспонат. Дело в том, что прошедшие модернизацию в Барановичах истребители Миг-29БМ, можно сказать, ничем не уступают российским Миг-29СМТ, которые активно в последнее время предлагаются на экспорт, а по цене существенно дешевле их. При этом, в отличие от российского аналога, «белорусские модернизированные» 29-е Миги уже несколько лет реально несут службу в ВВС нашей страны. И несут достойно!

Приведу несколько примеров в подтверждение. Тот самый борт № 06 вместе со своим 07-м собратом в марте 2005 года под управлением трех военных летчиков ВВС Республики Беларусь установили целую серию мировых авиационных рекордов скорости и скороподъемности. Всего было выполнено четыре полета, в ходе которых удалось установить 15 мировых авиационных рекордов. Причем 12 достижений на счету летчика первого класса подполковника Вячеслава Бровченко, два – на счету летчика-снайпера полковника Александра Бочкарева и еще одно – летчика первого класса майора Юрия Ковалева. Именно он возглавил звено истребителей Миг-29 на воздушном параде в честь 60-летия Победы 9 мая 2005 года в белорусской столице.

А барановичский завод, кстати, уже подготовил и первый модернизированный

Су-27УБМ1, эффектно «отбомбившийся» высокоточными корректируемыми бомбами в рамках недавно проведенной выставки «MILEX» в Минске. Вскоре такие новинки появятся в белорусских войсках и, вполне вероятно, могут быть предложены на рынок, который отличается очень жесткой конкуренцией.

С периферии — на широкий международный рынок

Республиканское унитарное производственное предприятие «558-й авиационный ремонтный завод» обладает лицензией на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, что способствует выходу на широкий международный рынок. Кроме ремонта авиационной техники, оно успешно занимается и ее модернизацией. Здесь проходили ремонт самолеты ВВС Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, других стран. Предприятие имеет заказчиков практически по всему миру. Доля экспорта в общем объеме производства в отдельные годы превышает 50 процентов. А в целом в последнее десятилетие предприятие находится, говоря авиационным языком, на взлете. Оно в основном перевыполняет производственную программу. Вот и нынче контрактов заключено столько, что можно с уверенностью говорить: в сравнении с предыдущими годами будет достигнут ощутимый рост.

Барановичский завод является участником крупнейших авиасалонов мира – таких, как Парижский, Берлинский, Московский, принимал участие в выставках в Китае, Индии, Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах, ЮАР, других странах. Он осуществляет ремонт и ведет техническое сопровождение отремонтированной техники не только в своих цехах, но и на месте базирования тех или иных летательных аппаратов. В различных регионах мира в самых тяжелых климатических условиях работают заводские бригады высококвалифицированных специалистов, располагающие полным набором сервисного оборудования, инструментов и принадлежностей, обеспечивающие на месте требуемый уровень исправности машин. В интересах потребителей завод к тому же осуществляет поставку запасных частей и комплектующих изделий.

От других ремонтных предприятий 558-й авиаремонтный завод выгодно отличается наличием эффективно действующего учебного центра. Здесь осуществляется теоретическая, летная и тренажерная подготовка летного состава. Технический состав строевых частей обучается обслуживанию новой авиационной техники, а персонал ремонтных предприятий изучает технологии и методы ремонта самолетов. За последние годы на барановичском предприятии прошли обучение эксплуатации и ремонту более 300 иностранных специалистов.

Но, конечно, главное богатство завода – его собственные кадры. Здесь работает около 1500 человек, 26 процентов из которых – специалисты с высшим образованием. Еще четверть – со средним специальным образованием. Ежегодно свыше 400 человек повышают свой профессиональный уровень на различных курсах и в учебных заведениях.

Самолеты — это качество и еще раз качество

Еще в 1997 году 558-й авиаремонтный приступил к разработке документированной системы качества по требованиям стандарта ИСО 9002-1994. Была разработана политика предприятия в области качества, 65 стандартов… В результате проведенной работы на предприятии с 2000 года функционирует система качества, разработанная в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9002-1994, что подтверждено наличием сертификата, выданного международным органом по сертификации Бюро Веритас. В ноябре 2003 года система менеджмента качества предприятия ресертифицирована международным органом – Бюро Веритас и национальным органом — БелГИСС на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001-2000 (с аккредитацией в Великобритании, США) и СТБ ИСО 9001-2001.

Это позволило барановичским авиаремонтникам в декабре 2004 года за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции получить премию Совета Министров Республики Беларусь в области качества. Прошли считанные месяцы после этого, и руководители предприятия поставили новые цели в этой области.

— В настоящее время, — рассказывает заместитель директора завода по качеству Андрей Тучин, — с целью усиления требовательности к качеству ремонта, повышения конкурентоспособности завершена работа по подготовке к сертификации системы менеджмента качества предприятия на соответствие Международному стандарту системы качества по материалам аэрокосмического назначения IAQS 9100-2000. Сертификация запланирована на первый квартал 2006 года. Работа по совершенствованию СМК позволила нам навести порядок практически во всех сферах деятельности. Жесткая конкурентная борьба в сфере ремонта авиационной техники требует от нас и постоянной работы по внедрению новых технологий. Специалистами предприятия разработаны уникальные образцы технологического оборудования, в том числе автоматизированные рабочие места, позволяющие находить отказавшие элементы в блоках радиоэлектронных систем авиационной техники. Лазерное сварочное оборудование и технология его применения при ремонте авиационной техники защищены патентами Республики Беларусь и Российской Федерации.

Самая заветная мечта

В свое время, когда приехал на работу в Барановичи, я жил в общежитии именно авиаремонтного завода. Почти каждый день слышал шум авиационных двигателей, наблюдал, как в вечернем небе садятся на военный аэродром и взлетают самолеты. Конечно, хотелось побывать на предприятии, которое располагалось рядом, в ста метрах от общежития. Но вот незадача: тогда, в годы моей журналистской молодости, посетить его не смог.

И лишь спустя четверть века моей мечте суждено было осуществиться. Я недавно попал на предприятие, перешедшее в апреле минувшего года под юрисдикцию Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь. Побывал в цехах и отделах авиаремонтного завода, пообщался с его умными и эрудированными тружениками.

Как понял из общения, сами авиаремонтники считают, что заданную себе высоту еще все же не набрали. Это станет возможным, если громкими делами они добьются того, что периферийный город станет столицей авиации. Как, например, Жуковский в соседней России. После командировки я вернулся с твердым убеждением, что именно так и будет. 558-й авиаремонтный завод находится на взлете, твердо и уверенно движется по намеченному, досконально выверенному маршруту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter