На взлет!

Корреспонденту "СБ" в кабину нового самолета разрешили подняться - но только на земле В небо над Минским аэроклубом в поселке Боровая самолет СМ-1 взлетел легко и непринужденно.
Корреспонденту "СБ" в кабину нового самолета разрешили подняться - но только на земле

В небо над Минским аэроклубом в поселке Боровая самолет СМ-1 взлетел легко и непринужденно. Жаль, что прелесть полета полностью смог оценить только пилот Михаил Степанцов. Второе место в кабине пустовало. Как ни просилась я взлететь вместе с ним, ничего не вышло - женские чары оказались бессильны. Мне только посидеть разрешили за штурвалом...

По техническим данным этот самолет, как признают специалисты, максимально безопасен. О многом говорит и вердикт известного космонавта Владимира Коваленка: "Замечаний нет. Готов летать на такой машине". Машина и впрямь замечательная! Сравнительно небольшой двухместный самолет длиной 6,5 метра выглядит как игрушечный, взлетает и садится он практически с любого поля. Расход топлива - 24 литра при максимальной скорости 200 километров в час. Так что лететь без дозаправки можно часа четыре, на трехкилометровой высоте. Сверхлегкий двухмоторный цельнометаллический самолет сделан из дюралюминия и даже при хранении на открытом воздухе прослужит не меньше 20 лет.

Как рассказал конструктор СМ-1 Михаил Степанцов, два винта расположены высоко и имеют минимальные энергетические потери - вся их сила идет на создание тяговых усилий. Низко расположенные фюзеляж и колеса позволяют самолету хорошо планировать. И если вдруг откажет двигатель, воздушный аппарат благодаря десятиметровой площади крыльев без потерь приземлится.

По всем аэродинамическим данным этот самолет - идеальное средство для обучения летному мастерству. Так сказать, первоклассная "летная парта".

Использовать самолет, как считают создатели, можно во многих областях, начиная от народного хозяйства, заканчивая туризмом и спасательными службами. К примеру, если переоборудовать самолет из двухместного в четырехместный, можно перевозить тяжело больных, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Незаменим он и для патрулирования, санитарного обеспечения, пограничных, таможенных нужд.

С мнением создателей самолета Михаила Степанцова и Владимира Маркова соглашаются многие, но заказов тем не менее пока нет.

Но о белорусском самолете уже прознали другие государства. В частности, министерство авиации Казахстана интересуется, можно ли СМ-1 использовать на авиахимработах и может ли он стать своеобразным аэротакси. Почему бы и нет? Стоимость СМ-1 примерно 40 тысяч долларов, что значительно дешевле его зарубежных аналогов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter