На высоте.

Появятся ли у нас свои небоскребы и для кого сто метров — строительный предел.

В мире существует элитный клуб проектировщиков и строителей высоток, который ревностно оберегает свои тайны. Возведение здания-небоскреба — это показатель высшего мастерства в строительной отрасли. Белорусская столица тоже постепенно начала устремляться ввысь. Про перспективы такого роста корреспонденту “НГ” рассказал директор РУП “Институт БелНИИС” Михаил МАРКОВСКИЙ.

Далеко гляжу

Самым высоким зданием в мире сейчас является “Бурж Халифа” высотой 818 метров, который находится в городе Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Проектируются здания высотой с километр, с милю (это 1 600 метров). Но пока они существуют только на бумаге. Много ли это — 818 метров? Михаил Филиппович, которому приходилось подниматься на высоту 610 метров строящегося здания, делится впечатлениями:
— Объекты внизу еле различимы уже на половине высоты. Вверх смотришь, а конца пути не видно, и думаешь: и зачем мне понадобилось взбираться на такую головокружительную высоту? На площадке высотой 610 метров, держась за поручни, пытался определить, качается ли здание, но все было надежно и спокойно. Внизу 130-метровые здания кажутся спичечными коробками, а машины почти не видны. Морской пейзаж в дымке. Панорама на такой высоте не впечатляет. Чтобы все рассмотреть, достаточно высоты 200—300 метров.
Даже на высоте смотровой площадки Национальной библиотеки, а это немногим выше 70 метров, город Минск выглядит весьма эффектно. Когда же появятся дома выше ста метров со смотровыми площадками, то почти весь город будет как на ладони, причем улицы будут вполне узнаваемы.

Подрастаем...

Наша страна в плане высотного строительства пока достигла рубежа только ста метров. Именно для такой высоты наработан опыт возведения надземных и подземных этажей, готовятся специалисты, способные обслуживать эти здания.
— Беларусь не собирается вступать в гонку за высоту, — говорит Михаил Марковский. — Для нас это новый виток научно-технического прогресса: внедрение новых технологий, материалов, подготовка и повышение квалификации проектировщиков, строителей и эксплуатационных служб.
Каркас высотных домов в мире делается преимущественно из стали (американский вариант) и из монолитного железобетона. В Беларуси в “монолите” реализованы самые сложные архитектурные формы. К тому же инженерные системы небоскребов требуют совершенно иного подхода.
— Представьте, что мы с 50-го этажа через мусоропровод сбросим банку, — рассуждает директор института. — Грохот будет на весь дом. В этих зданиях будут функционировать различные автоматизированные системы. И все они будут управляться через пульт.
Почему решили ограничиться 100-метровой высотой? Выше этой отметки располагается зона смога, и открывать форточки категорически запрещается. Так что именно на этом уровне установили ограничитель для жилых домов.
Сегодня в столице строятся несколько высотных зданий. Два самых высоких возводятся на проспекте Победителей (135 метров) и на улице Максима Танка (136 метров). Эти по мировым меркам солидные здания, когда их оденут в стекло, должны украсить столицу.
— Строящиеся объекты только повторяют идеи мировых архитекторов, — комментирует Михаил Марковский. — Пока архитектурной идеи белорусского небоскреба нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter