На высокой ноте

В гостях у "СОЮЗа" белорусский оперный певец Владимир Дмитрук

В КОНЦЕ минувшего года на XVI Московском международном конкурсе молодых исполнителей русского романса "Романсиада - 2012" Гран-при получил белорус, студент Санкт-Петербургской консерватории Владимир Дмитрук. Эта победа у Владимира не единственная. Он лауреат первых премий Пятого международного конкурса оперных певцов им. И.П. Богачевой в Санкт-Петербурге, конкурса им. О.Петрусенко в Херсоне, конкурса "Маленькая опера" в Кохтла-Ярве в Эстонии. Да все и не перечислишь. В прошлом году Владимир получил Гранд-премию и звание лауреата специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи.


А начиналась карьера Владимира с песен а капелла на ступеньках собственного подъезда. И с того, когда однажды минский школьник попросил отца купить ему гитару. Отец предложил вначале проверить у специалистов, есть ли у сына музыкальный слух. Оказалось не только слух, но и уникальный оперный голос. Потом было Молодечненское музыкальное училище им. Огиньского, поступление на вокальное отделение Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.


Теперь Владимир часто выступает, поет ведущие партии в разных театрах. Но не забывает и Минск, свою творческую семью.


- Ваш отец - белорусский поэт Павел Дмитрук, сестра - известная художница. Наверное, вы с детства приобщались к искусству?


- Вообще-то мама хотела, чтобы я стал банковским работником. А сам я думал посвятить себя театру. Стать певцом не планировал. Когда был маленьким, сестра мне кричала: "Не пой, тебе медведь на уши наступил!". А мы садились с друзьями в подъезде на ступеньки и пели. Профессиональная подготовка началась в эстрадной студии Сергея Дербуна. Сергей Евгеньевич и посоветовал поступить в музыкальное училище.


- Вы планируете какие-то проекты в Беларуси?


- Я бы очень этого хотел. Есть много замыслов... Например, сделать, чтобы белорусские народные песни в профессиональном исполнении чаще звучали по радио. Мечтаю со своими друзьями, известным оперным певцом Толей Сивко и солистом Мариинского театра Владиславом Сулимским, записать для радио большой блок народных белорусских песен. Приобщить к проекту и других певцов-земляков, которые поют за границей.


- А сейчас исполняете белорусский репертуар на концертах?


- Да. На "Романсиаде" меня попросили во время концерта спеть белорусскую народную песню. Я исполнил "Купалинку", всем очень понравилось. На конкурсе в Саратове представил слушателям песню "Бяда". Постоянно ищу что-нибудь еще, что ляжет на душу.


- Между тем принято думать, что молодые люди увлекаются прежде всего рок-музыкой, рэпом, попсой...


- Речь идет об общей культуре, которую повышает классическая музыка. Как-то случайно увидел по телевизору фрагмент шоу: молодой парень не мог узнать песню "Вдоль по Питерской". Потом оказалось, что он понятия не имеет, кто такой Федор Шаляпин. Да, можно чего-то не знать, но есть вещи, которые нужно знать обязательно. И среди них - классическая музыка, фольклор. Нельзя забывать о своих корнях, о своей истории.


- И тем не менее сегодня идут разговоры, останется ли классическое искусство в чистом виде. Оперные певцы идут на эстраду, участвуют в развлекательных шоу. Тот же Басков известен, прежде всего, как исполнитель песни "Шарманка"...


- Я не отвергаю попсу. В оперном искусстве тоже есть своя попса. Можно просто говорить о некачественной эстраде, как я называю - "алкоголе для ушей". Главное, в искусстве любого жанра должна оставаться нравственность, ориентиры "добро - зло". Нельзя оправдываться вкусами публики. Неправда, что ей нужно что-то примитивное, как ребенку. В детстве, когда я слышал Вивальди, плакал от восхищения, хотя мало что понимал. Когда музыка искренна, она трогает любые сердца.


- Но молодые музыканты часто отходят от классики, противопоставляют себя ей...


- Это от непрофессионализма. Приносит мне композитор романс, и я вижу, что в самом начале прописана нота "до", которая у теноров крайняя. Спрашиваю автора, ты читал белькантовые партитуры Верди? Нет, говорит. А я считаю, отходить от базы - глупо, ведь развитие голоса, построение музыкальной фразы не изменилось. Нужно учитывать не только свои амбиции, но и возможности человеческого голоса.


- Какой самый яркий пока момент в вашей певческой биографии?


- Наверное, прослушивание у Пласидо Доминго, которое состоялось в Москве после "Романсиады". Закончилась репетиция рождественского концерта, где участвовал еще и Хосе Каррерас, и Доминго мне говорит: "Ну, пошли петь!". А у меня ноги к полу приросли... Он суетится: "Где концертмейстер?" Оказалось, нет. Маэстро говорит, ничего, сам сыграю. И сел за электронное пианино: "Ну что, пой!" Я исполнил песенку Герцога из "Риголетто". Понравилось. Потом начал петь арию Альфреда из "Травиаты". Понимаю, что надо сосредоточиться на образе. Но поворачиваю голову направо - сидит сам Пласидо Доминго, улыбается и мне аккомпанирует. Какое тут спокойствие! Дрожь в коленках... Теперь жду приглашения от маэстро. Пласидо хочет позаниматься со мной, чтобы я участвовал в его конкурсе, который пройдет в августе.


- Есть уже любимые партии? Планы ближайших выступлений?


- В Эстонии буду петь партию Лыкова в опере Римского-Корсакова "Царская невеста", в Пензе - Альфреда. Очень хотел бы исполнить партию Неморино из "Любовного напитка" Доницетти. Партия веселая, наивная... Я и сам - наивный человек. А пока мне нужно учиться, расширять свой репертуар. Ведь есть партии, за которые певцу не стоит браться до определенного возраста, когда голос окрепнет.


- Но сегодня не только классика идет на оперной сцене. Помню, как в Большом театре прошла премьера постмодернистской оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" на либретто Владимира Сорокина. Был скандал, конечно. Но все же эксперименты нужны...


- Я не спел так много прекрасной музыки, чтобы проводить над своим голосом какие-то эксперименты. Современная опера требует от певца виртуозного мастерства, такая музыка травматична для связок.


- Первый тенор - образ несколько стереотипный. Поклонницы... Букеты...


- У нормального человека звездной болезни быть не должно. Человек задается после похвалы, только если его цель недостаточно высока. А лучший совет молодым талантам дал Александр Сергеевич Пушкин: "Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца".


cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter