Выполнять задачи спасателям помогает белорусский производитель пожарно-спасательных машин

На всякий пожарный случай

Мы покоряем новые высоты в буквальном смысле слова: в стране растет количество многоэтажных жилых и офисных зданий. Вот только комфортность, стильность и эргономичность не могут служить гарантией от возникновения в них чрезвычайных ситуаций. Разумеется, на помощь всегда придут умелые и отважные спасатели, однако человеческие возможности имеют свои границы, поэтому так важна их обеспеченность современной мощной и эффективной техникой. В конце минувшего года Министерство по чрезвычайным ситуациям в соответствии с распоряжением Президента о передаче пожарной техники в лизинг подразделениям МЧС получило 103 инновационные пожарные машины белорусского производства, а также приобрело несколько пожарных автолестниц. Корреспонденты «Р» узнали, чем эти автомобили отличаются от своих предшественников, а также побывали на производстве, где их создают.

Владислав Сечих, инженер-электронщик.

Автоцистерны из салона

Новые пожарные машины, изготовленные на шасси автомобиля МАЗ высокой проходимости, получили аварийно-спасательные подразделения по всей стране. Двигатель 270 лошадиных сил, объем огнетушащих средств пять тонн, насосная установка для их подачи 40 литров в секунду — этим ярким великанам, кажется, все по плечу. Восемь авто достались Минскому городскому управлению МЧС и уже заступили на боевое дежурство в разных районах столицы, а также в пожарном спасательно-аварийном отряде на объектах метрополитена. Кроме того, в городе работают сейчас две 32-метровые автолестницы с люлькой, способные доставить спасателей на 9-й этаж типового дома. 

Борис Запарожец, водитель пожарной аварийно-спасательной части № 12 МЧС г. Минска, за рулем пожарной машины более десяти лет и умеет управляться с разной спасательной техникой. В преимуществах новых машин он уже убедился на практике:

— Стало проще пользоваться насосом при заборе воды. Раньше для созданий в нем вакуума, чтобы туда хлынула вода, нужно было одновременно держать рычаг и нажимать кнопку, а сейчас достаточно один раз повернуть рычаг, остальное происходит автоматически. Удобнее управляться с самой машиной благодаря усовершенствованной коробке передач. Цистерна, изготовленная из стеклопластика, не подвержена коррозии и прослужит гораздо дольше. 

Восемь новеньких автоцистерн и пожарная автолестница достались Минскому городскому управлению МЧС и уже заступили на боевое дежурство в разных районах столицы. 

Что касается автолестницы, то с условиями подъема и работы в ней мы смогли ознакомиться лично. Управляется стрела не из водительской кабины, а из удобного эргономичного кресла оператора с панелью управления, размещенного у основания стрелы. Так разумнее, ведь из кабины оператор не всегда может полностью оценить окружающую обстановку. Как только автомобиль прочно обоснуется на аутригерах или выносных опорах, очень быстро, но плавно лестница возносит люльку грузоподъемностью 200 кг на высоту 9-го этажа. В люльке имеется и дублирующий пульт, так что управлять пожарной лестницей можно и снизу, находясь на точке оператора, и сверху. Да и своих «мозгов» у люльки хватает: например, специальные датчики покажут близость препятствия и не позволят ей удариться о стену дома. 

Чтобы максимально ускорить процесс, предусмотрена функция автовыравнивания. Это значит, после нажатия нужной кнопки лестница сама выставляется на нужную высоту. 

На автолестницу заведена рукавная линия, или, как говорят специалисты, сухотруб, сверху установлен лафетный ствол. Правда, своей цистерны у нее нет, но эту проблему легко решить, подогнав соответствующую машину. Запаса в пять тонн воды, да еще под мощным напором, в городских условиях вполне хватает, чтобы потушить пожар в любой квартире. 

Быстро и плавно лестница возносит люльку на высоту 9-го этажа. 

Авто максимально защищено от аварийных ситуаций. На случай сбоя в самом шасси установлена дополнительная автономная гидростанция, а вся электроника дублируется механикой.

Движение вверх

Легкость и плавность хода, мощь и удобство, управление с помощью электроники — признаться, испытываешь гордость, когда осознаёшь, что такие машины изготовлены в нашей стране. 

— Со времени появления первого пожарного автомобиля на паровой тяге в 1859 году назначение таких машин не изменилось — они должны доставить к месту пожара боевой расчет и ликвидировать чрезвычайную ситуацию,
— делится наблюдением Дмитрий Чернецкий, главный инженер ООО «Пожснаб». — Прежней остается и структурная организация: шасси, насос и надстройка. Вот эти три составляющие и следует развивать. Наша компания может работать с любыми производителями шасси Союзного государства, но основной — это, конечно же, наш МАЗ. Все машины, предназначенные для белорусских спасателей, произведены на шасси МАЗ 5434, специально доработанных под требования МЧС. 

Основное направление деятельности предприятия — это производство надстроек, то есть кабины для экипажа, цистерны, пенобака и всего прочего, что размещается на шасси. Раньше все это изготавливали из металла, однако его жизненный цикл, да еще в постоянном соприкосновении с водой, невелик. Специалисты пришли к выводу, что пора переходить к композитным материалам. 

Как вариант материала для надстройки рассматривали и полипропилен, — продолжает Дмитрий Чернецкий. — Однако с учетом климатических условий нашей страны и географии наших поставок от России, Вьетнама, Монголии до стран Африки и физических параметров полипропилена, в значительной степени подверженного температурному влиянию, мы в итоге приняли решение производить надстройки и емкости для воды из усиленного армированного стеклопластика. 

На ООО «Пожснаб» считают возможным сервисное сопровождение пожарной надстройки на весь период ее эксплуатации. 

Сначала конструктивные элементы покупали в Европе, а лет шесть назад, еще до введения всяческих экономических ограничений, решили заняться их изготовлением самостоятельно и организовали собственное производство. Начиналось оно с небольшого участка, где выпускали пробные элементы, а затем «доросло» до большого специализированного корпуса. 

— Сейчас все элементы надстройки из армированного усиленного стеклопластика мы делаем сами, — подытоживает главный инженер предприятия. — При переходе на данную технологию получили максимальную устойчивость к коррозии, экономию массы: стеклопластик на 30 процентов легче металла. Кроме того, пластичность материала позволяет изготавливать детали более сложной формы, увеличивая тем самым эргономичность конструкции. Новую надстройку мы считаем высоконадежной, потому и позволили себе предоставить 20-летнюю гарантию на нее. При производстве высокотехнологичной техники «Пожснаб» уделяет большое внимание и обеспечению сервисной поддержки поставленных машин. Отработанная конструкция пожарных цистерн и разработанные регламенты технического обслуживания позволяют нам не только гарантировать ее работу в условиях предоставляемой нами продленной гарантии, но и вплотную подойти к возможности заключения контракта жизненного цикла, обеспечив сервисное сопровождение пожарной надстройки на весь период ее эксплуатации.

В месяц ООО «Пожснаб» выпускает около 25 машин. При этом предприятие обязательно тесно сотрудничает с теми, для кого они предназначены. Разработка новой техники проходит в соответствии с государственными научно-техническими программами, совместно с научно-исследовательским институтом пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Беларуси. 

Наши конструкторы посещают все выставки, связанные с пожарными технологиями и техникой. Мы анализируем, что производится в мире, и для наших спасателей стараемся максимально внедрить современные полезные особенности, — заверяет Дмитрий Чернецкий. 

Борис Запарожец, водитель пожарной аварийно-спасательной части № 12 МЧС г. Минска, новой техникой очень доволен. 

В последнее время министерства по чрезвычайным ситуациям, причем не только нашей страны, стали остро нуждаться в автолестницах: города растут ввысь, а количество предприятий, их изготавливавших, сокращается. Поэтому на «Пожснабе» приняли решение делать их самостоятельно. С 32-метровой лестницей мы уже познакомились, но изготовители стремятся выше: 

— Накопив определенные компетенции в этом продукте, мы занялись разработкой лестницы 52 метра высотой с повышенной грузоподъемностью в 270 килограммов, а при аварийных ситуациях способной взять на себя и 450 килограммов, — рассказывает о ближайших планах Дмитрий Чернецкий. — Помимо люльки, на ее стреле предусмотрен специальный лифт. Это увеличит скорость спасения людей, ведь их повезет вниз лифт, а спасатели продолжат работу в люльке. Задача в этом году — сделать опытный образец, провести его испытания, подготовить производство, а в следующем году — войти в серию.

К слову, при разработке собственных автолестниц производители пошли самым непростым путем: специалисты предприятия разработали свою электронику, своё программное обеспечение, свой блок безопасности. Электронные платы для них печатает белорусская же фирма, а вот пульты управления собираются на месте. Так что без ложной скромности можно еще раз подчеркнуть, что весь софт принадлежит белорусским разработчикам. И не только он: на предприятии постоянно углубляют локализацию. 

Конструкторы предприятия стараются внедрить максимально полезные для наших спасателей технологии.

Максимально стараемся локализовать основные группы материалов, — подтверждает главный инженер. — Например, отсеки автомобиля с пожарно-спасательным оборудованием закрываются роллетами, которые не выпускают ни в Беларуси, ни в России. Сейчас мы заканчиваем подготовку оснастки, оборудования и переходим к выпуску таких роллетов. Готовимся к организации самостоятельного производства сердец пожарных автомобилей, то есть насосов. Переведено на белорусское производство литье плафонов, лестниц. Если мы сами не имеем соответствующего оборудования, обращаемся к другим белорусским же предприятиям. Например, расточные работы для нас проводит Барановичский станкостроительный завод. 

Уже сейчас в рамках Союзного государства локализация производства составляет около 90 процентов. Компетенции и специалисты для ее дальнейшего углубления имеются. 

КОМПЕТЕНТНО

Евгений БАРАНОВСКИЙ, официальный представитель МЧС:

— Сегодня спасательное ведомство страны обеспечено качественной и надежной отечественной техникой, которая позволяет оперативно приходить на помощь людям, попавшим в беду, эффективно выполнять задачи по ликвидации чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. 

Стоит отметить, что обновление материально-технической базы подразделений МЧС — процесс непрерывный и, безусловно, выполнение соответствующих мероприятий предусмотрено и в текущем году. В первую очередь планируется продолжить работу по оснащению подразделений высотной техникой. Так, за счет средств республиканского бюджета будет приобретено десять пожарных автолестниц, что позволит обеспечить наличие во всех районах страны специальной техники для проведения спасательных работ в многоэтажных зданиях. Продолжится работа по качественному обновлению парка пожарных автоцистерн, которые были разработаны в рамках государственной научно-технической программы «Современные технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 


nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter