На Всемирных играх кочевников в ущелье Кырчын заработала этнодеревня

В живописном джайло - летнем пастбище чабанов, что в трех десятках километров от Чолпон-Аты, - кипит жизнь. Здесь развернулась настоящая этнодеревня: в ордо (по-нашему подворьях) разместились около тысячи юрт представителей семи областей Кыргызстана, а также отдельных городов - Бишкека и Оша. На центральной площадке на подиуме - самая большая юрта Хан-Ордо, рядом с которой - гостевые юрты, две смотровые башни, флагштоки. На центральной сцене и прошло открытие этнодеревни «Золотой век кочевников».


Зрители впервые увидели масштабную реконструкцию кыргызского великодержавия. В основу сюжета легли события VIII-IX веков, времен существования каганата. Театрализованное представление почти в реальности воссоздало ту эпоху. В первую очередь благодаря костюмам, которые были сделаны, опираясь на исторические факты.

После представления в каждом из ордо началась своя программа. Одно из самых крупных подворий - Бишкека - разыграло перед зрителями обряд «бешик», или укладывание ребенка.




Вице-мэр Бишкека Асель Куламбаева рассказала порталу sb.by, что рождение ребенка считалось у кыргызов самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода:

- Поэтому еще до рождения ребенка беременную женщину оберегали от тяжелых домашних забот, магическими действиями - от нечистых сил и злых духов. Особыми действиями сопровождался обряд укладывания ребенка в колыбель - «бешик». Перед ним на сороковой день рождения ребенка его омывали теплой водой из сорока ложек, стригли утробные волосы, надевали другую рубашку. Ее шили из сорока лоскутов различной материи, которые мать или бабушка выпрашивали у соседей, у старых людей. В этот день пекли обрядовые сорок лепешек на масле.





А Чуйская область удивляла зрителей мастерством по скоростному собиранию юрт. Победитель прошлых игр кочевников в этом соревновании Урмат Асангулов рассказал, что в этом деле представителем села Кызыл-Туу нет равных:

- С юртами связана вся жизнь нашей деревни, где в каждом дворе занимаются изготовлением этого жилища. За каркас, который делаем из ивы, отвечают мужчины. А вот украшение - женская работа. В среднем на одну юрту уходит около месяца. Покупают их хорошо - для этнопредставлений, свадеб, как летние беседки на участки. Что касается скоростного сбора - дело это непростое, но, наловчившись, можно управиться и за 15 минут.




От традиционного жилища зрители переходили к национальным блюдам. Баткенская область, например, презентовала блюдо кыргызских охотников таш-кордо. Представитель ордо Бакэт Акматов - об особенностях его приготовления:

- Для него не нужна посуда. Раньше, когда охотник добывал мясо, он сперва выкапывал яму глубиной и шириной около метра. Потом расставлял по ее стенкам камни и укладывал дрова. «Печь», куда и отправлялось мясо, обязательно обкладывалась ветками и шкурой и засыпалась землей, чтобы горячий пар из углубления не выходил наружу. Так блюдо готовилось около шести часов.



Зрители стали свидетелями еще одного уникального зрелища - традиционной кыргызской свадьбы. Все в обряде, начиная от костюмов и заканчивая выкупом - в стилистике XVIII века. В день бракосочетания по обычаю жених и невеста не видят друг друга в торжественных облачениях. После того, как родственники молодой прощаются с ней дома, она отправляется в семью мужа. Здесь при каждой встрече с родными супруга она должна кланяться тем в ответ. Знак уважения те позже могут отменить, однако есть семьи, где поклон укореняется на всю жизнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter