На всем своем, или Что мешает товарному патриотизму

Что-то простаивает на полках, а некоторых нужных товаров не хватает...

Что-то простаивает на полках, а некоторых нужных товаров не хватает...

Кто купит телевизор?

Магазин “Меридиан” Докшицкого райпо Витебской области в городском поселке Бегомль находится на бойкой трассе Минск—Витебск. При входе в глаза бросается красочное объявление на стене с призывом покупать белорусские товары. Магазин продовольствия рассчитан не только на местного бегомльского покупателя, но и на проезжающих па трассе пассажиров, поэтому здесь есть и ряд с промышленными товарами.
Пытаемся найти что-либо небелорусское. Понятно — чай, кофе в Беларуси не производят. Конфеты исключительно “Спартак”, “Коммунарка”, про мясо-молочный ассортимент и говорить не приходится. Может быть, соки, минералка? Не тут-то было: “Сочный” из Бобруйска, “Монтик” из Бреста, даже минеральная вода — и та “Боровая” из Бегомля. Мука — полоцкая, зеленый горошек — глубокский, стиральный порошок — барановичский, полотенца — речицкие, утюги — гомельские.
— Телевизор “Витязь” стоит уже четыре месяца — пока никто не купил, — сетует заведующая магазином Светлана Волкова. — А нас обязуют еще и с ЖК-экраном взять на продажу.
Под вывеской “Вырабы докшыцкіх майстроў” красуется сувенир “Жалейка” по цене 30 840 рублей! Продавец говорит, что некоторые белорусские товары не по карману нашему покупателю. Скатерть из льна за 95 тысяч будет лежать на прилавке еще очень долго. А что же покупают проезжающие по трассе? Оказывается, чаще всего спрашивают... российское пиво. И только если его нет, покупают “Аліварыю” и “Крыніцу”.

Откуда подушки? Из Минска, вестимо

И все-таки в магазине промышленных товаров “Альтанка” нашелся иностранный товар — сковорода из России. Тазики, ведра, кастрюли, иная посуда — белорусского производства, а вот сковорода — от соседей.
— А обувь у вас чья? — спрашиваем заведующую Галину Ставер.
— Кожаная — вся белорусская, есть кроссовки российские, сланцы. Резиновые сапоги — тоже белорусские.
— А бытовая техника?
— Только наша.
— Может быть, одеяла, подушки завезли издалека?
— Минская фирма. В магазин часто заходят россияне, отдыхающие в местном санатории, с удовольствием покупают белорусский трикотаж, косметику, — говорит Галина Васильевна.
Следующая остановка — город Лепель. Здесь на днях открылся новый магазин сантехники “Санталина”. Найти небелорусский товар там не получилось. Все свое. А вот в лепельском мебельном магазине удалось отыскать настенные часы из России.
— Но это товар сопутствующий, — пояснила продавец. — Его завозит к нам индивидуальный предприниматель из Новополоцка.
Часы красивые, ничего не скажешь. И главное — больше таких в Лепеле не сыскать. Магазин “Мебель” заполнен холодильниками “Атлант” в два ряда, белорусская мебель — на любой вкус: квартиру можно обставить без проблем, были б деньги!
Городской поселок Бешенковичи. Универмаг. Первый этаж отдан детскому ассортименту. “Полесье”, “Знамя индустриализации” (Витебск), “Світанак”. Повсюду один белорусский товар. Даже скучно от такого однообразия. Вот сорочки для мальчиков с товарным знаком латинскими буквами. Читается — озорник. Интересно, чьи они? Мозырская фабрика.

Распродажа — двигатель торговли

Магазин “Техника в быту” ЧУП “Хозпромторг” Щучинского районного потребобщества расположен в самом центре Щучина.
— На сегодняшний день у нас в наличии около ста наименований товара, — рассказывает заведующая магазином Лидия Лобанова. — Причем преимущественно отечественного производителя. Стиральные машины, холодильники, телевизоры, DVD-проигрыватели, пылесосы, электрочайники, микроволновые печи, электродуховки, жарочные шкафы, плиты, кухонные комбайны, телефоны, электронасосы, радиоприемники, спутниковые и обычные антенны... всего не перечесть. Ежемесячно продаем бытовой техники на сумму 130—140 миллионов рублей.
Щучинцы имеют возможность приобретать дорогостоящий товар в магазине в рассрочку на три, шесть и девять месяцев с уплатой первого взноса 25 процентов от его стоимости. А с недавнего времени пользуются и льготным банковским кредитом на приобретение бытовой техники согласно Указу Президента Беларуси № 371. При покупке же холодильника за наличный расчет магазин предоставляет скидку от 5 до 10 процентов. Кроме того, здесь периодически проводятся распродажи. К примеру, электродуховка “Гефест”, которая совсем недавно стоила 1 128 260 рублей, сейчас продается за 998 080 рублей. Снижены цены также на DVD-проигрыватели, мобильные телефоны. Потому и пенсионеры, и молодожены, и люди среднего возраста не упускают возможности купить новую технику на выгодных и удобных условиях.

Морозильники в дефиците

— Почти все продукты в наших магазинах белорусского производства, на импорт приходится только то, что в Беларуси не производится, — рыба, крупы, кофе, чай и частично растительное масло, — рассказала “НГ” заместитель начальника управления торговли, начальник отдела продовольственных товаров Белкоопсоюза Лилия Домашиц. — Удельный вес продовольственных товаров в магазинах системы потребкооперации составляет 93,3 процента. За год он увеличился почти на процент, и это уже предел.
Среди непродовольственных товаров на отечественные приходится почти 90 процентов. Еще год назад за те же 8 месяцев этот показатель составлял 88,7 процента.
— К примеру, если в прошлом году в нашей торговой сети продавалось 77 процентов электротоваров белорусских производителей, то в этом — уже 83. Та же ситуация и с другими товарами. Одежда и белье сейчас на 99,5 процента белорусские. Да и в прошлом году их доля была немалой — 98 процентов, — говорит начальник отдела непродовольственных товаров Белкоопсоюза  Ольга Маршалович. — Закупая товары на этот год, мы только обуви приобрели на 37 процентов больше, чем год назад. А на следующий год планируем закупить у наших производителей товаров еще на 20—35 процентов больше, чем в этом.
Однако не все белорусские производители идут навстречу торговле, стремясь увеличить сбыт собственной продукции.
— В августе мы согласовали с концерном “Беллегпром”, что закупим у них товаров на 10,5 миллиарда рублей, хотя обычно брали в среднем на 6—8. А в результате закупили на все 14 миллиардов. А могли бы еще больше, если бы промышленные предприятия увеличили сроки отсрочки платежа и удовлетворяли наши заявки по цветам и размерно-ростовой шкале, — замечает Ольга Маршалович.
С июля по ноябрь традиционно наблюдается рост продаж: люди начинают тратить заработанные на сельскохозяйственных работах деньги. И чтобы удовлетворить их спрос и предоставить возможность выбора, потребкооперация к этому времени стремится закупить товар в большем объеме. В этом году спрос на белорусскую технику заметно вырос.
— За 8 месяцев этого года, например, пылесосов белорусского производства было продано на 58 процентов больше, чем в прошлом, а СВЧ-печей почти в два раза  — на 90 процентов, — заглядывает в статистику Ольга Маршалович. —  К сезону заготовок всегда стабильно увеличивается спрос на морозильники — многие хотят заложить на хранение урожай. Но “Атлант”, к сожалению, поставил нам только 20 процентов от требуемого количества морозильников. Уж куда мы с этим вопросом только не обращались...

“НГ” спросила

Почему вы отдаете или не отдаете предпочтение белорусским товарам?

Илья СТРЕЛЬСКИЙ, госслужащий, Минск:
— Одежду и обувь покупаю нашу. Ее стоимость соразмерна моим доходам. Если у меня есть 200 тысяч и мне нужно на них купить обувь, то, наверное, у меня больше шансов найти что-то подходящее среди обуви белорусских производителей. Технику тоже нашу покупаю. Зачем мне импортный плазменный телевизор на полстены, если я  буду по нему смотреть только новости? К тому же я не уверен, что импортные вещи всегда однозначно качественнее. Люди просто заряжены на заграничное и не видят преимуществ своего. Я, например, пару лет назад покупал микроволновку. И, изучая ассортимент, заметил, что разница в цене на нашу и импортную печку с одинаковыми функциями и прочими параметрами достигает 50 долларов. Зачем мне переплачивать за иностранное имя такие деньги? Или взять чипсы. Объем пачки наших чипсов в два раза больше, чем импортных, а стоят одинаково. Плюс еще в пачке с нашими чипсами и салфетка бесплатная лежит.

Наталья НОСКОВИЧ, заведующая магазином № 16,  Лунинец:
— Всегда покупаю только нашу обувь — качество отменное. А вот в одежде и выбрать нечего, и качество не то. Продукты белорусские хорошие, только в упаковке и цене уступают импорту. Что касается техники, то покупаю импортную. Она дешевле нашей, хорошо выглядит и надежная. Подруге подарили недавно белорусскую стиральную машину, так она уже начала дребезжать. Я сравниваю — у меня лет пятнадцать назад была бэушная стиральная машина “Самсунг”, так я ею сколько лет пользовалась и проблем не знала. А потом еще и продала.

Даша ПОПОВА, студентка, Гомель:
— Люблю белорусскую косметику за ее натуральность. Кстати, была в этом году на отдыхе в Украине, так она там дороже раза в четыре, чем у нас. Обувь куплю скорее импортную: проще найти что-то молодежное, красивое и удобное. А вот что касается одежды, то последнее время начала замечать, что могу что-то найти для себя в наших магазинах. Хотя раньше даже взгляд не на чем было остановить. Продукты покупаю, разумеется, только наши: в них меньше консервантов и нет ГМО.

Лидия СТЕФАНОВИЧ, бухгалтер частной фирмы, Минск:
— Пальто я покупаю всегда только от “Элемы”. Они сшиты из натуральных тканей, соответствуют последним тенденциям моды, садятся на мою фигуру. И в фирменных магазинах меня всегда очень хорошо обслуживают. А вот обувь белорусскую я совершенно не могу носить — у меня высокий подъем. Продукты всегда покупаю только наши. У нас очень строгие санитарные нормы, поэтому в качестве я уверена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter