На всех улицах должно быть тихо...

Иногда в гостях у меня бывает один весьма симпатичный человек.
Иногда в гостях у меня бывает один весьма симпатичный человек. Политолог, публицист, интересный собеседник, что сегодня, доложу вам, немалая редкость. Поскольку в Минске он представляет серьезную московскую организацию, то наши разговоры приобретают подчас и дискуссионный характер. Ему кое-что не нравится в наших реалиях, я, бывает, бурчу на слоновость московских коллег, представляющих на ТВ и в газетах Минск каким-то Парагваем времен Стреснера...

На днях он пришел взволнованный и, как мне показалось, даже встревоженный. Потребовалась чашка кофе, чтобы я понял, в чем дело. Мой знакомец, вообще говоря, играет заметную роль в т.н. русской общине Минска. Я пишу "так называемой", потому что на самом деле никакой "общины" в натуре нет. Даже звучит это несколько странновато - вроде бы как говорилось о минской белорусской общине... Но некоторые слегка фрондирующие интеллектуалы так вот называют свой круг общения, и более не буду на этом останавливаться, поскольку надеюсь, что термин этот все же безобидный. Но, так или иначе, в "общине" забеспокоились. Причины для этого следующие. В августе наши газеты и телевидение много и критически сообщали о чрезмерно жестких подходах со стороны некоторых московских политических и бизнес-кругов в отношении проблем союза Беларуси и России. Логично предположить, что все это явилось следствием резкости, традиционно проявляемой московскими масс-медиа, которые, между нами говоря, давно заслуживают увесистой "обратки". Однако кое-кто расценил полемику как... проявление государственного национализма и в подтверждение своей абсолютно фантастической версии стал составлять кубики аргументов. Тем более что жизнь подбросила несколько острых и забавных фактов.

В белорусской печати, в частности, появилось обращение группы известных деятелей БНФ, которое названо характерно "Россия, прекрати вмешательство во внутренние дела Беларуси". Люди, следящие за политикой, прекрасно знают, что лидеры БНФ являют собой удивительный реликт "национально-освободительных движений" 30-х годов, целиком сохранивший чистоту стиля той славной эпохи. В заявлении сп.сп. Позняка, Беленького, Попкова и других есть все - звон металла, "Но пасаран!", "Руки прочь от..." и т.п. Словом, все, чтобы громко заявить о себе и впечатлить других. Говорить о содержании документа несколько бессмысленно, потому что высокие протестные ноты там постепенно переходят в заунывную мелодию. Вроде тех, которыми на базарах в Дели флейтисты усыпляют кобр. Поначалу Зенон Станиславович (а его авторство несомненно) всячески вразумляет Кремль, но потом садится на любимого Росинанта и рубит своим рыцарским мечом направо и налево за "...татальную русiфiкацыю у галiнах адукацыi, дзяржаунага справаводства i СМI, утрыманне савецкага ладу у пытаннях уласнасцi на зямлю i на сродкi вытворчасцi, заганную кадравую палiтыку, заканадаучую i нарматыуную "творчасць" па абмежаваннi эканамiчных, палiтычных, культурных право› беларусау"... К слову, легко представить душевное терзание Позняка, который для того, чтобы Путин, Миронов и Селезнев прониклись важностью сказанного, вынужден вместо изысканной "тарашкевiцы" опуститься до презренной "наркамаукi". Но и в этом варианте документ получился красивым, в отдельных местах не уступающим известному письму запорожцев турецкому султану.

И вот представьте, что он вызвал брожение умов в "русской общине".

Почему? Неужели кто-то предполагал, что люди из БНФ хоть на грамм изменились, а Позняк отказался от программной статьи "Русский империализм"? Позняка можно уважать за последовательность, но при этом не следует забывать, что в природе не существует эволюционирующего националиста. Это уж как деньги - есть так есть, нет так нет. Но одновременно можно задать всполошившимся русским интеллектуалам вопрос. Разве они могут что-либо возразить против того, что Президент Лукашенко в 1994 году гарантировал всем - русским и нерусским -гражданам страны, что любому проявлению национализма объявлена смертельная война? Что-нибудь изменилось, есть повод для волнений? Где, в чем, почему?

Может быть, в недавней выходке активистов незарегистрированной "Белорусской партии свободы", организации хоть и шумной, но достаточно маргинальной? Активист БПС Высоцкий вместе с несколькими единомышленниками пикетировал российское посольство, требуя... изменить политику Кремля в отношении Чечни. Сам факт пикета не сенсация. Хорошо известно, что в националистических кругах проявление антироссийского радикализма превращается в определенный вид спорта. Практически каждый митинг "непримиримой оппозиции" сопровождается либо сжиганием российских флагов, либо топтанием российских денег (в виде мелких купюр...), либо скандированием достаточно агрессивных речевок. Генезис этой штучной "русофобии" требует отдельного разговора, но важнее понять мотивацию российских СМИ. Поскольку минская милиция аккуратно задерживает молодых и немолодых радикалов, а городские суды столь же бестрепетно "выписывают" им штрафы и аресты, то аккредитованные корреспонденты московских газет и телеканалов получают лакомую возможность передать материал об очередных "нарушениях прав человека". Во влиятельных московских газетах я не помню информации о том, что люди задерживаются не просто так, а за антироссийские пикеты и глумление над российскими символами. Жаль, потому что в данном случае правда была бы уместна и помогла б российским потребителям масс-медиа получше понять белорусскую обстановку, оценить отношение к России Президента Лукашенко и оппонирующей ему оппозиции. Вполне вероятно, что даже правые думские политики, ну, может, за исключением трудновменяемого Немцова, составили бы для себя более ясную картину.

При этом нужно сделать оговорку в сторону людей, для которых до сих пор Зенон Станиславович Позняк - ангел и гений чистой красоты. Людей этих немного, сам Позняк оценивает их в две с половиной тысячи, но они есть и к их ощущениям нужно относиться уважительно. Арест и осуждение Высоцкого, грубо вмешивавшегося во внутренние дела России, организовавшего незаконный пикет, отнюдь не показатель "пророссийских" действий властей. Это всего лишь демократическое исполнение закона. Поклонники Позняка должны наконец усвоить, что начиная с 1994 года государственная политика сформулирована таким образом, что она гарантирует Беларуси безусловный суверенитет. Только поэтому иностранный капитал не завладел основными стратегическими предприятиями и коммуникациями, совершенствуется армия и другие госинституты. Так что не должны беспокоиться ревнители независимости, ни тем более условная "русская улица".

Вот о чем вкратце я сказал своему российскому собеседнику, проживающему сейчас в Минске. Хотя, да, в 1992 году обстановочка была неприятной. Помню, как выталкивали тогда из армии, МВД и КГБ генералов русского происхождения. Было, было такое. За генералами, наверное, последовали бы и пташки помельче, потому что логика событий развивалась в совершенно определенном направлении. Тогдашний "младенческий национализм" громко заворочался в люльке и начал расти на глазах.

1994 год положил всему этому конец.

Понятно, что просто все только на бумаге. Потому что жизнь сложнее ожиданий и представлений. Когда ко мне в году эдак 1997-м заявился в редакцию весьма известный деятель "истинно русского направления" и стал убеждать, что никаких белорусов нет в природе, что эту нацию придумали поляки, чтобы досадить русским, - мне было горько не от того, что передо мной узколобый шовинист, а от того, что таких, к сожалению, у нас тоже немало...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter