Яхтсменка Татьяна Чернова: яхтинг - достаточно популярное среди девушек хобби

На всех парусах

Осторожно! Будет много моря. Но когда еще, если не в мокром холодном феврале, рассматривать бирюзовые пейзажи и греться солнечными вдохновляющими историями? Минчанка Татьяна Чернова – обычный бухгалтер с необычным увлечением. Хотя она так не считает, называя яхтинг достаточно популярным среди девушек хобби.



Бухгалтер...


– После окончания БГЭУ устроилась бухгалтером. Цифры, отчеты, финансовые документы… На четвертый год работы поняла, что скучно. И рванула в Китай – красивую, интересную страну, по которой в студенчестве путешествовала с друзьями. Без языка оказалось очень сложно: тогда на английском там мало кто говорил, ни у кого не было Google Maps в телефоне. Даже элементарная поездка в метро превращалась в квест.

Чтобы выучить китайский, Татьяна поступила в местный университет. Обосновалась в провинции Гуаньчжоу, нашла работу по специальности и, чтобы лучше освоить язык, постоянно общалась с ровесниками. Случайно познакомилась с девушкой, которая увлекалась яхтингом, и по ее приглашению попала в одну из 23 команд международной регаты – соревнований по парусному спорту.

– Начала не с теории, а сразу с практики. Назначили меня шкотовым матросом, который постоянно тягает веревки на яхте и следит, чтобы паруса не оказались в воде. У нас была маленькая гоночная яхта на четверых, поэтому пришлось быстро всему научиться, тем более по реке Гуйчжоу плавали неделю. Когда вернулась на сушу, в отель, почувствовала себя как тигр в клетке. Не понимала, что со мной произошло и как жить дальше без всего этого.


...матрос


Сейчас попасть на яхтинг несложно. В соцсетях много групп, сообществ. Пишешь: «Привет, возьмите меня на яхту», оплачиваешь взносы и летишь в страну, где проходят соревнования. Татьяна практически на все гонки попадала благодаря коллегам-яхтсменам, с которыми сдружилась во время первых соревнований:

– Постоянно просила ребят: «Если куда поплывете, возьмите с собой». И меня брали, часто бесплатно или с минимальным взносом. Плавали по рекам и озерам, в Желтом и Средиземном морях, дважды участвовала в Сhina cup – самой крупной китайской регате международного уровня, которая собирает сотни команд каждый год.

В любых гонках есть правила, прописываются инструкции, дистанции. Лодки делятся по гандикапу – техническим характеристикам и коэффициентам:

– Чтобы было понятнее, приведу пример с автомобилями: стартуют все вместе, но если к финишу первым приезжает «мерседес», а «жигули» через десять минут, то они могут победить, потому что учитываются параметры авто. Так и в регате многое зависит от характеристик судна. И, конечно, от команды и капитана.

Роли на борту распределяются быстро:

– Когда приходишь на лодку, тебя спрашивают, что умеешь? В зависимости от этого капитан назначает тебя матросом, шкипером, баковым, штурманом и так далее. Если откажешься выполнять порученную работу, начнешь отлынивать, в следующий раз не возьмут. На яхте я была и матросом, и штурманом, и помощником капитана, поэтому точно знаю, что плохих ролей не бывает. Как-то на регате, которая проходила вокруг острова Хайнань, меня назначили коком: семь дней готовила завтраки, обеды и ужины на себя и шестерых парней. К счастью, ребята были русскими, заранее закупились консервами, поэтому у плиты долго не стояла. Но блины приходилось жарить. Если попадаешь на регату с иностранной командой, повар может готовить чуть ли не ресторанные блюда – ризотто, поленту, пасту.


...капитан


Однажды во время ночного перехода в море Татьяна смотрела, как падают звезды, и не могла придумать, какое желание загадать:

– В этот момент поняла: мне ничего больше не надо. Вот она, жизнь! Конечно, хочется семью, детей. Одно знаю точно: муж будет либо из яхтсменов, либо сама приведу его в парусный спорт.

Несмотря на то что сама не раз оказывалась на борту единственной девушкой, Таня не считает парусный спорт исключительно мужским занятием:

– Да, среди капитанов больше мужчин. Хотя попадала несколько раз в команды, где главными на судне были барышни, в том числе и белоруски. На самом деле не так важно, кто ты, главное – характер. Капитан должен объединить команду, сплотить, сдружить, но в то же время оставаться авторитарным руководителем, потому что от него зависит все. Жизнь и здоровье коллег по команде, сохранность яхты, которая может стоить десятки тысяч долларов, результаты соревнований в конце концов. Если сбиться с маршрута, напортачить во время дистанции, влетишь на огромные штрафы. Если что-то случается, виноват капитан. Поэтому важно, чтобы человек не боялся брать ответственность на себя и умел управлять экипажем.

Сейчас Таня готовится сдавать теоретический экзамен на права капитана:

– Когда вернулась в Минск, начала искать, где получить удостоверение. В парусную школу Республиканского центра олимпийского резерва не взяли из-за возраста – там учат только детей. Если бы в 12 лет знала про это, не задумываясь, пошла бы тренироваться. У нас очень сильная федерация, спортсмены, деток к тому же учат бесплатно. Мне пришлось пойти по другому пути – брать частные уроки для получения прав озерного капитана. Обучение прошла, практику откатала, осталось только теорию. Чтобы стать морским кэпом, надо сдать экзамен в условиях настоящего моря.

Фото из личного архива Татьяны Черновой
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter