О системе коммунального хозяйства

На все руки мастер

Есть такая старая добрая шутка, мол, быстрее всех у нас эволюционируют сантехники: каждый из них, попадая к вам в квартиру, ненароком прокомментирует работу своего предшественника фразой вроде «что за тупица это сделал?!» Знакомая ситуация? Острот на тему извечного противостояния работников ЖЭСа и жильцов немало, и, как ни крути, правды будет побольше вымысла. Только за прошлый год в систему Минжилкомхоза поступило более 96 тысяч обращений, львиная доля — жалобы по поводу эксплуатации и ремонта жилфонда. И хотя общая ситуация вроде как улучшилась — замечаний стало на 8 процентов меньше — на поверхность вылезла другая сторона проблемы: все чаще идут жалобы повторные.


На что жалуемся? Министр ЖКХ Андрей Шорец перечисляет самые популярные претензии: низкое качество обслуживания, несоблюдение сроков, формализм и недостаточный контроль руководства за выполнением работ. Короче, все то, что принято понимать под народным определением «делать через пень–колоду». Но если родился этот фразеологизм от неумения лесорубов заготавливать дрова рациональным способом, то нынче, кажется, беда еще и с самими «лесорубами», вернее, сантехниками. Их просто нет. Проблема с кадрами в системе коммунального хозяйства уже настолько наболевшая, что как должное ее воспринимают и жильцы домов с перманентно протекающими трубами, и сами работники сферы, нередко приходящие к клиенту после рюмки–другой. И если средняя зарплата сегодня в отрасли около 6 миллионов, именно такую цифру называет председатель профсоюза работников местной промышленности и коммунально–бытовых предприятий Николай Сущеня, то на деле расчетник простого сантехника гораздо скромнее, хотя сумма в нем за прошлый год и выросла почти на треть. Какой уж тут престиж профессии?


При таком раскладе обычно заговаривают о нестандартных подходах, новых методиках работы. А что в реальности? От слов к делу перейти решили в некоторых минских


ЖЭСах — за каждой многоэтажкой закрепили работника, на плечи которого ложится целый комплекс услуг по обслуживанию дома. Директор ЖРЭО Заводского района Александр Северин подводит первые итоги: зарплата у такого слесаря–универсала стала в районе семи миллионов, а то и больше, при этом обслуживание стало эффективнее — даже для жилфонда 1960 — 1970–х годов подешевело почти в два раза. Как результат, из таких домов не поступило еще ни одной жалобы. Ведь «мастер на все руки» старается сделать свою работу с первого раза и максимально качественно, нацелен на профилактику и ему не приходится исправлять ошибки бестолковых коллег. Появился еще один бонус: жильцы знают, что есть конкретный человек, который отвечает за все коммуникации в их доме. В итоге растет объем платных услуг, поскольку к такому специалисту обращаются и по другим бытовым вопросам. В самом деле, зачем вызывать кого–то по объявлению, если свой проверенный слесарь может заменить смеситель или установить полотенцесушитель? Позитивный пример решили взять на вооружение. Вот и заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин на коллегии Министерства ЖКХ поставил задачу: уже в этом году комплексное обслуживание нужно применить к половине жилфонда страны, а в Минске и вовсе ставят ориентир — охватить 80 процентов многоэтажек.


К слову, для комфорта жильцов Анатолий Калинин предлагает обратить внимание и на жировки, которые должны постоянно информировать граждан об услугах, предоставляемых ЖЭСом. Например, почему бы не ограничить рекламу на счетах процентов до 10 — 15? Пусть остальную полезную площадь займут исключительно подробные сведения от местного ЖЭСа: что сделано, что делается, что запланировано на следующий год. Когда люди в курсе всего — и жалоб меньше, и понимания больше.


Советская Белоруссия №18 (24401). Четверг, 30 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter