На все четыре колеса

Улицы задыхаются от машин. Что делать?
Улицы задыхаются от машин. Что делать?

Некоторые минские перекрестки водители называют «Бермудами». Там что ни день, то авария или жуткий затор. «Больные точки» каждый более–менее опытный водитель знает уже наизусть. Но когда же мы начнем вычеркивать из этого «черного списка» строку за строкой? Как собираются развязать транспортные узлы и узелки, корреспонденты «СБ» выясняли во время рейда вместе с сотрудниками Минской ГАИ.

Хорошо стоим?

...Один из самых проблемных перекрестков расположен как раз неподалеку от Минской ГАИ. Это пересечение двух проспектов — Жукова и Дзержинского. В утренний час пик автомобили из Малиновки тянутся в центр с черепашьей скоростью. Чуть кто зазевается — бац! И пробка растягивается еще на несколько сотен метров... Исправить ситуацию на «кольце» пытается регулировщик. Увы, возможности улицы исчерпаны. Нельзя наполнить бутылку с узеньким горлышком под краном, не разбрызгав воды. Так и проспект не может принять сразу гигантский поток машин. «Откупорить» автомобильные пробки на улицах, ведущих из «спальных» районов в центр, — едва ли не самая сложная задача.

— С каждым годом машин становится больше на 12 — 15 процентов. Еще немного — и Минск захлебнется в автомобильном потоке. Что намерены предпринять? — спрашиваю.

— Выход из транспортного «оцепенения» есть. К примеру, на перекрестке Жукова и Дзержинского впервые в городе построят трехуровневую развязку, — делится планами начальник отделения организации дорожного движения Минской ГАИ Евгений Каспирович. — А на самом проспекте Дзержинского после реконструкции добавятся еще полосы. Будем устанавливать и автоматическую систему управления транспортом, которая гибко реагирует на изменение трафика.

Рожденные бегать

А пешеходы? Тоже ведь выкидывают фортели: бросаются под колеса, выбегают из–за стоящего троллейбуса, переходят улицу на красный. Кажется, нарушитель рискует только своей жизнью... Ан нет! Водитель всегда инстинктивно пытается вывернуть руль, спасти положение. Хорошо, когда есть свобода для маневра. А если вышедшую из–под контроля машину выбросит на переполненную остановку или в крутой овраг? Благо на улице Ольшевского нам удалось вовремя затормозить, когда наперерез нашей «десятке» выбежала девушка. На светофоре — красный, но сейчас ей гораздо важнее догнать уходящий автобус...

— Установить личность безалаберного пешехода, у которого обычно нет ни удостоверения, ни паспорта, — целая проблема, уходит уйма времени и сил, — сетует начальник отдела технических средств и систем Минской ГАИ Дмитрий Навой. — В итоге отделается штрафом на сравнительно небольшую сумму. А в это время инспектора ГАИ дожидаются водители на месте аварии или во дворе, где какой–нибудь умник заблокировал выезд...

Улицы, где от «зебр» даже в глазах рябит, пешеходы, будто нарочно, пересекают как Бог на душу положит. К примеру, на улице Кульман, где больше десятка нерегулируемых пешеходных переходов... Выход? Некоторые считают, что проблему решит широкомасштабная публичная кампания. Когда–то по Минску ездил автобус безопасности, в котором пешеходам–нарушителям вместо штрафа показывали шокирующий документальный фильм про аварии. Возможно, есть смысл возобновить и даже расширить «кинорейсы»? Или такой нюанс: автомобилисты жалуются, что вечером в Минске слишком поздно включают фонари. А как разглядеть пешеходов в темной одежде в сумерках, особенно когда слепят фары встречных машин?

— Периодически мы звоним в «Мингорсвет», просим не запаздывать с включением освещения, — рассказывает Евгений Каспирович. — Экономить электроэнергию ведь тоже нужно умеючи — не в ущерб безопасности. Есть же специальные ночные режимы работы уличных фонарей!

«Горячие» кольца

Поворачиваем на кольцевую. Без МКАДа город парализовали бы пробки. В час только по одной полосе здесь проезжает 1.200 — 1.500 машин. На спидометр редко кто смотрит — скорости далеко за 100 километров в час. Более того, многие автомобилисты ратовали за увеличение скоростного режима. Почему в ГАИ отказались?

— Хотели установить знак «Дорога для автомобилей», но это значит перекрыть МКАД для тракторов или грузовиков, которые не могут ехать более 60 километров в час. В городе тут же появились бы пробки, — говорит Евгений Каспирович.

И еще одно «но»: большие скорости всегда чреваты авариями. Особенно на резких поворотах и закруглениях. Одно из таких гиблых мест — на МКАДе около бизнес–центра «ХХI век» — водители называют «мертвой петлей». Вдоль дороги — траурные венки... По словам судебных экспертов, если машина на этом участке кольцевой будет нестись со скоростью больше 120 километров в час, в четырех случаях из пяти она вылетит в кювет.

— В принципе, любой перекресток можно считать заведомо аварийным, — замечает Дмитрий Навой. — Но круговые перекрестки особенно опасны, как, скажем, площадь Бангалор. Теперь «кольцо» придется разрезать. Но как? Во всех направлениях приблизительно одинаковое движение... В БНТУ сейчас изучают эту проблему. Ведь, скажем, площадь Победы — совсем другое дело, она спроектирована в форме эллипса, там и аварий не так много.

Парковки — в массы!

Настоящая головная боль для городских властей: место на стоянке в Минске есть только для каждой второй машины. Что же остальные? Паркуются на газонах, тротуарах, детских игровых площадках, несмотря на частокол из запрещающих знаков. Как и где угодно, но только не по правилам. Штрафами положение, увы, не спасешь. Городские власти предлагают решать проблему комплексно. Теперь при реконструкции улиц на тротуарах будут специально выделять парковочные места (где это, конечно, возможно). Въезды во дворах расширят до пяти с половиной метров, стоянки внутри первого кольца объявят платными, построят перехватывающие паркинги. Ну и, естественно, общественный транспорт должен стать в глазах горожан более привлекательным и комфортным. А для велосипедистов обещают проложить велодорожки. Удастся разгрузить центр Минска — тогда «легкие» города наконец вздохнут свободно.

Справка «СБ»

В Минске зарегистрировано уже 575 тысяч автомобилей. В центр города ежедневно приезжает 15 тысяч машин. Средняя скорость движения в городе — 25 километров в час.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter