Сейчас главная задача белорусских экспортеров — закрепиться на емких и быстрорастущих рынках Юго–Восточной Азии

На Востоке восходят новые звезды

Вьетнам сегодня — это успешно развивающееся государство...

В отношениях государств, так же как и в жизни людей, бывают важные моменты сближения, определяющие всю дальнейшую судьбу. Причем эта судьба не имеет ничего общего с туманной мистикой или расположением звезд. Звезды, во всяком случае в бизнесе, мы выбираем сами, когда ставим амбициозные цели и делаем мощный рывок в мир успешных, динамично развивающихся людей и народов. А они сегодня, как известно, сияют на Востоке — именно в странах Юго–Восточной Азии сегодня сосредоточено производство мировых брэндов. И если эти строки читает счастливый обладатель одежды успешных людей — марок Gucci, Valentino, Hugo Boss, посмотрите на подкладку... Там наверняка указано — made in Vietnam. Сделано во Вьетнаме. И это только сотая, если не тысячная часть всего того, что делается в этой стране, которую сегодня называют новым азиатским тигром.


Это кажется удивительным, если вспомнить тех вьетнамцев, которые были хорошо знакомы нам по совместной учебе в советских вузах. Хорошо помню, как во время учебы на журфаке БГУ нашим всеобщим любимцем был улыбчивый парень Шон, который вечно жарил селедку на общей кухне студенческого общежития. А еще он был знаменит тем, что был боевым летчиком и во время войны сбил несколько американских самолетов. Так что сквозь милую улыбку часто проскальзывал металл в глазах полковника Шона, если кто–то пытался пошутить насчет его гастрономических пристрастий...


Помню, еще тогда подумала, что народ с таким упорством и такой фантастической приспособляемостью к миру многого добьется.


Вьетнам сегодня — это успешно развивающееся государство, являющееся членом АСЕАН — одного из крупнейших в мире блоков с 600–миллионным населением, совокупным ВВП в 2,1 трлн. долларов, внешнеторговым оборотом более чем в 2 трлн. долларов и устойчивым экономическим ростом. И — что для нас сегодня особенно важно — Вьетнам является своего рода плацдармом для продвижения интересов Беларуси в регионе Юго–Восточной Азии. Именно в эту часть мира смещается сегодня центр глобальной экономики. У Беларуси есть неоспоримое преимущество. За годы независимости мы не только укрепили связи с этим традиционно дружественным государством, но и наработали новое качество отношений между нашими странами.


Как раз в эти дни в Минске Премьер–министр Михаил Мясникович и министр промышленности и торговли Социалистической Республики Вьетнам Ву Хуи Хоанг обсудили вопросы подготовки соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом.


По сути, речь идет о новом глобальном международном проекте. Поясню, в чем его суть.


Вьетнам, являясь членом ВТО и АСЕАН, активно выступает за либерализацию внешней торговли. Беларусь имеет положительное внешнеторговое сальдо как с Вьетнамом, так и с АСЕАН в целом. Поэтому многие белорусские предприятия–экспортеры заинтересованы в упрощении торговли с Вьетнамом и другими странами Юго–Восточной Азии. Ведь очень многие наши конкуренты уже торгуют на этом рынке беспошлинно. Вот показательный пример, который привел в беседе со мной наш посол во Вьетнаме Валерий Садохо: продукция «Белшины» при поставках на рынок Юго–Восточной Азии облагается пошлиной 20 — 40 процентов. В то время как производители Китая, Республики Корея и Индии в рамках соглашений о зоне свободной торговли с АСЕАН реализуют свою шинную продукцию без взимания таможенных пошлин. Аналогичная ситуация и с белорусской продукцией машиностроения.


Так что вывод однозначен. В конце 2012 года на высшем уровне главами Беларуси, Казахстана и России принято решение о начале переговоров по Соглашению о свободной торговле между Таможенным союзом и Вьетнамом. Подписав его, Беларусь сможет интегрироваться в один из крупнейших мировых экономических блоков — АСЕАН. Вьетнам может стать плацдармом для экспансии на рынки стран этого региона.


Но это «улица» с двухсторонним движением. Думаю, что очень скоро мы будем наслаждаться новым, действительно превосходным качеством вьетнамских морепродуктов, риса, кофе, чая, специй, овощей... Создание на территории наших стран совместных производств по переработке традиционных вьетнамских товаров — вопрос почти решенный.


И еще один беспроигрышный проект, который белорусские дипломаты настоятельно рекомендуют реализовать нашим промышленникам вместе с вьетнамскими партнерами. Речь о тех самых мировых брэндах. Производство одежды во Вьетнаме в последние 10 — 15 лет вышло на мировой уровень. Дизайн одежды, поставляемой на экспорт, разрабатывается в лабораториях всемирно известных фирм Германии, Канады, Италии и других стран, имеющих во Вьетнаме свои производственные мощности по пошиву одежды. Здесь шьется одежда многих известных компаний, в том числе Adidas, Nike, Gucci, Valentino, Hugo Boss, Calvin Klein, Parkson, Benetton, Mango.


Причем крупнейшими ее покупателями являются США (почти 50 процентов вьетнамского экспорта продукции легкой промышленности в 2012 году), Евросоюз (более 25 процентов), Япония (около 10 процентов), Республика Корея, Канада, Россия, Австралия...


По итогам 2012 года экспорт товаров текстильной, обувной и галантерейной промышленности Вьетнама составил почти 24 млрд. долларов. Впечатляет! И ничто не мешает нам совместно развивать этот бизнес.


Вообще, в одной статье невозможно рассказать обо всех перспективных проектах, скажу главное. В Ханое белорусов знают и любят. Как рассказывали мне наши дипломаты, в эфире местных радиостанций постоянно звучат знакомые нам композиции — вьетнамцы позаимствовали лучшие советские песни, переведя их на вьетнамский язык...


Ресурс так называемой народной дипломатии здесь огромен, и связан он с тем, что в свое время в СССР, в том числе в Беларуси, обучалось большое количество вьетнамских студентов. Вьетнамцы также ценят ту помощь, которую им оказали в борьбе против американской агрессии.


Но рынок есть рынок, и здесь в первую очередь надо научиться выдерживать конкуренцию. Это возможно, как заверили меня в посольстве Беларуси в Ханое, если белорусские экспортеры применят знания современного менеджмента, проведут агрессивную спланированную внешнеторговую политику на данном рынке.


Такая работа сегодня уже ведется, причем по всему региону. С момента аккредитации посольства в 2011 году по совместительству в соседних с Вьетнамом странах — Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде — мы значительно повысили динамику диалога с ними.


Сейчас главная задача белорусских экспортеров — закрепиться на этих емких и быстрорастущих рынках.

 

Советская Белоруссия №173 (24310). Суббота, 14 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter