Представляем номинанта на премию Союзного государства

На волне нашей памяти

Продолжается обсуждение произведений номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства. В числе претендентов — просветительский проект историка и коллекционера Владимира Лиходедова «Бацькаўшчына» («Отечество»).

Владимир Лиходедов: Я все время стремлюсь придумывать что-то новое, что позволит сохранять историческую память.

— Владимир Алексеевич, как все начиналось?

— В следующем году проекту «Бацькаўшчына. В поисках утраченного» исполнится 20 лет. Старт юбилейному году мы дадим на Дне белорусской письменности в Городке. Главная цель проекта — изучение, сохранение и популяризация истории Беларуси и России. История наших двух стран переплетена и не может рассматриваться в отрыве друг от друга, это будет неполно. Потому что мы жили почти все время в одном государстве либо в государствах-союзниках — собственно, как и сейчас. За 20 лет выпущено уже 47 книг-альбомов (еще три выйдет в ближайшее время), тысячи публикаций в СМИ, как белорусских, так и российских. Сотни выставок, значительная часть из них — международные. Все это основано на моей уникальной коллекции почтовых открыток и фотографий, связанных с историей Беларуси конца XIX — начала XX века. Эта коллекция самая крупная в мире.

— Что подтолкнуло вас начать собирать эти открытки и фотоснимки?

— В советское время все что-то коллекционировали: марки, значки... В десять лет я впервые увидел почтовые открытки с видами родного города Полоцка. Удалось выменять несколько штук, так я и заболел этим делом. Моей коллекции 48 лет. А в 2004 году в газете «Советская Белоруссия» вышла самая первая публикация моего историко-просветительского проекта, основанного на фотографиях, который живет по сей день.

— У вас есть также небольшой частный музей в Вилейке...

— Это, скорее, моя творческая мастерская. Там можно увидеть все, что я собираю, и все это — части проекта «Бацькаўшчына». Он очень многогранен. В него входит и проект «Печатный двор», знакомящий со старинным книгопечатным оборудованием, и два воссозданных памятника, которые, к слову, как раз отражают совместную историю Беларуси и России.

— Поделитесь подробностями?

— На одной из фотографий коллекции я обнаружил ранее неизвестный памятник, посвященный погибшим в Отечественной войне 1812 года. Он располагался под Вилейкой, на снимке обозначено, что находился мемориал на пути между Молодечно и Вилейкой. Сведений о нем нет ни в архивах, ни в картотеках, но есть снимок! На основе этой фотографии к 200‑летию войны 1812‑го смогли воссоздать этот памятник. Точно так же удалось найти и восстановить надмогильный памятник православному церковнослужителю Федору Юзефовичу из деревни Великая Гать в Ивацевичском районе, замученному поляками в 1863 году. Это был псаломщик Святовольской Кресто-Воздвиженской церкви, погибший мученической смертью во время польского мятежа, — еще одна часть нашей общей истории. Восстановить историческую справедливость удалось благодаря проекту «Бацькаўшчына».

— Вы также известны как автор многих любопытных арт-объектов: «Книжный Зубр», «Механическая Энциклопедия»...

— Мне нравится моя работа, нравится проект «Бацькаўшчына», я вижу плоды своего труда, потому все время стремлюсь придумывать что-то новое, что позволит нам сохранять нашу историческую память. «Книжный Зубр» сделан из деталей печатных станков XIX — начала ХХ века, шерсть у него из типографского шрифта. «Механическая Энциклопедия» — огромные часы, показывающие моменты нашей истории, рассказывающие о наших великих деятелях. Все эти арт-объекты сейчас находятся на выставке в Национальном историческом музее Беларуси.

— Почему вы выбрали для изучения именно период рубежа XIX–XX веков?

— Фотография была изобретена всего лишь в 1839 году, а серьезное развитие получила с конца XIX века. В то время уже начали печатать видовые фотографические открытки — с видами городов. Их приобретали путешественники: было правилом хорошего тона, побывав в каком-либо месте, отослать такие открытки родственникам и друзьям. Они были очень популярны, уже в то время люди начали собирать почтовые карточки, об этом свидетельствуют объявления в газетах. И самое главное, что фотография не врет. Читая книгу об эпохе, вы воспринимаете мнение автора, а на фотоснимке реальность запечатлена такой, какая есть. Потому снимок — наиболее правдивый артефакт для изучения истории. Проект «Бацькаўшчына» построен на визуализации. На мой взгляд, это позволяет привить интерес к своим корням самым разным людям. Как говорили древние: народы, забывающие свою историю, исчезают. Не хотелось бы, чтобы мы исчезли.

— Если станете лауреатом премии Союзного государства, на что ее потратите?

— На развитие проекта, конечно. Многие предметы из своей коллекции я безвозмездно передаю в Национальный исторический музей, Национальную библиотеку Беларуси, в Государственный музей истории Вооруженных Сил... По линии Союзного государства я через Госсекретаря Дмитрия Мезенцева передал Владимиру Путину уникальные материалы, касающиеся блокады Ленинграда: документы, письма, почтовые открытки, изданные там. А фотографии и материалы по военнопленным Российской армии в годы Первой мировой войны я передал в Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО» в Санкт-Петербурге. Ну и в сентябре, в преддверии юбилея проекта «Бацькаўшчына» и Дня народного единства, также готовлю передачу интересных артефактов «РОСФОТО», Национальной библиотеке Беларуси и Национальному историческому музею. Скоро 400‑летие Кутеинского монастыря в Орше. Планирую передать ему церковную утварь XIX века и «Трефологион» — уникальную книгу XVII века. Несколько экземпляров есть в Национальной библиотеке, но плохого качества, а в монастыре нет ни одного, это надо исправить!

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter