Если все задуманное по метростроению будет выполнено, то уже к 2020 году Москва вздохнет свободнее. О грандиозных планах нам рассказал один из тех, кто придумывает новые станции — главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай ШУМАКОВ.
– До 2020 года должно быть построено 70 новых станций.
– В год 80-летия метро, которое Москва отметила 15 мая, появится восемь новых станций. На Таганско-Краснопресненской линии скоро откроется станция «Котельники». На Сокольнической ветке – «Румянцево» и «Саларьево». Они станут первыми станциями метро в Новой Москве. В ноябре 2015 года появится станция «Технопарк».
Еще одну станцию на зеленой ветке – «Ховрино» – запустят в конце года. Откроется участок Люблинско-Дмитровской ветки. Там будут три станции: «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская».
Сейчас метрополитен насчитывает 196 действующих станций. Поэтому одна из новых станций станет юбилейной – 200-й. По всей видимости, это будет «Петровско-Разумовская».
– Кризис не спутает карты?
– Не успели мы обеспечить станциями Москву, как появилась Новая Москва на юге, которая еще больше, чем старая. В любом случае и после 2020 года активное строительство метро будет продолжено.
– Может быть, стоит привлечь частный капитал, ведь есть опыт строительства станции «Мякинино»?
– Это все иллюзии, что Crocus Group сама построила станцию. Во-первых, они перетянули ее от областного правительственного центра, с которым станция составляла единый комплекс.
Во-вторых, вложили они не более 1% от общей стоимости всех работ. Архитектура была минимизирована до предела, станция приобрела захолустный вид.
Частный инвестор всегда будет экономить на каждом шурупе и уж точно не будет строить «подземный дворец». Метро – дорогое удовольствие, и пока потянуть это дело способно лишь государство.
– Наше метро слабо связано с общегородской инфраструктурой. Как это изменить?
– С существующим метрополитеном это сделать сложно, потому как все строилось по очень простой минималистической схеме. Все должно быть иначе.
Необходимо огромное подземное многоуровневое пространство по всей Москве, которое включало бы в себя множество функций. Так сделано на Востоке практически везде – в Шанхае, Гонконге и др.
Так сделано во многих европейских городах. Это свой подземный город, который позволяет разгрузить город наземный. Тогда под землей появятся удобные для горожан точки общепита, туалеты, молодежные клубы, все что угодно.
– А как придумываются станции будущего?
– Часто используется смешение стилей. Эту концепцию заложили отцы-основатели нашего метростроения. Еще в первой половине XX века детали античной архитектуры могли совмещать с футуристическими элементами из стекла и металла.
Интересный пример уже из нашего времени – станция «Волхонка», чье открытие запланировано на 2020 год.
В ней дизайн тоннеля космического корабля гармонично сочетается с классическими статуями Давида и Афродиты. Естественно, взято это не с потолка. Станция будет располагаться рядом с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, и мы хотели, чтобы экспозиция начиналась еще под землей. Эта концепция была согласована с главой музея Ириной Антоновой.
Мы привыкли видеть в фантастических фильмах гигантские угрюмые здания и тоннели, от которых веет холодом. На самом деле архитектура будущего, наоборот, поворачивается лицом к человеку. Людям с каждым годом все труднее жить в этих нагромождениях каменных джунглей, и поэтому появляется спрос на экологический дизайн, на дизайн светлый, яркий и дружелюбный. Архитекторы – люди наивные, поэтому некоторые из них, в том числе и я, верят, что архитектура может преобразовать общество.
– Вы видели метро в разных городах мира. Правда ли, что Московский метрополитен один из самых красивых?
– Понятие красоты – достаточно субъективное. Московское метро поистине удивительное по своему образному строю. Для обывателя оно красивое, для профессионалов – безумное, так как мало подвержено архитектурной логике. И от этого оно безумно красивое!
Все метрополитены Советского Союза произошли от московского метро. Кстати, и минское метро тоже родилось в стенах московского «Метрогипротранса», потом проект благополучно развивался уже в Минске.
КСТАТИ
«Белорусских» – сразу две
В Москве есть сразу две станции «Белорусская». Первая открылась на Замоскворецкой линии 11 сентября 1938 года. А парная станция на кольцевой линии – 30 января 1952 года. Они названы в честь Белорусского вокзала, рядом с которым находятся. Во время Великой Отечественной войны на станции «Белорусская» Замоскворецкой линии расположился центральный командный пункт, для чего была отгорожена часть платформы. Другая часть использовалась пассажирами, а в ночное время там находилось бомбоубежище.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
✔ Доля метро в перевозке пассажиров Москвы составляет 56%.
✔ В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни – более 9 миллионов.
Николай АЛЕКСЕЕВ
esech2@yandex.ru
Фото: Юрий СТРОКОВ