200-я станция московского метро откроется в этом году

На «Волхонке» появятся Давид и Афродита

Если все задуманное по ме­т­­­ростроению будет выполнено, то уже к 2020 году Москва вздохнет свободнее. О грандиозных планах нам рассказал один из тех, кто придумывает новые станции — главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай ШУМАКОВ.



– До 2020 года должно быть построено 70 новых станций.

– В год 80-летия метро, которое Москва отметила 15 мая, появится восемь новых станций. На Таганско-Краснопресненской линии скоро откроется станция «Котельники». На Сокольнической ветке – «Румянцево» и «Саларьево». Они станут первыми станциями метро в Новой Москве. В ноябре 2015 года появится станция «Технопарк».

Еще одну станцию на зеленой ветке – «Ховрино» – запустят в конце года. Откроется участок Люблинско-Дмитровской ветки. Там будут три станции: «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская».

Сейчас метрополитен насчитывает 196 действующих станций. Поэтому одна из новых станций станет юбилейной – 200-й. По всей видимости, это будет «Петровско-Разумовская». 

Знаменитые скульптуры украсят будущую станцию «Волхонка». 

– Кризис не спутает карты?

– Не успели мы обеспечить станциями Москву, как появилась Новая Москва на юге, которая еще больше, чем старая. В любом случае и после 2020 года активное строительство метро будет продолжено.

– Может быть, стоит привлечь частный капитал, ведь есть опыт строительства станции «Мякинино»?

– Это все иллюзии, что Crocus Group сама построила станцию. Во-первых, они перетянули ее от областного правительственного центра, с которым станция составляла единый комплекс.

Во-вторых, вложили они не более 1% от общей стоимости всех работ. Архитектура была минимизирована до предела, станция приобрела захолустный вид.

Частный инвестор всегда будет экономить на каждом шурупе и уж точно не будет строить «подземный дворец». Метро – дорогое удовольствие, и пока потянуть это дело способно лишь государство.



– Наше метро слабо связано с общегородской инфраструктурой. Как это изменить?

– С существующим метрополитеном это сделать сложно, потому как все строилось по очень простой минималистической схеме. Все должно быть иначе.

Необходимо огромное подземное многоуровневое пространство по всей Москве, которое включало бы в себя множество функций. Так сделано на Востоке практически везде – в Шанхае, Гонконге и др.

Так сделано во многих европейских городах. Это свой подземный город, который позволяет разгрузить город наземный. Тогда под землей появятся удобные для горожан точки общепита, туалеты, молодежные клубы, все что угодно.

– А как придумываются станции будущего?

– Часто используется смешение стилей. Эту концепцию заложили отцы-основатели нашего метростроения. Еще в первой половине XX века детали античной архитектуры могли совмещать с футуристическими элементами из стекла и металла. 


На современных станциях, как «Тропарево», много света и простора.

Интересный пример уже из нашего времени – станция «Волхонка», чье открытие запланировано на 2020 год. 

В ней дизайн тоннеля космического корабля гармонично сочетается с классическими статуями Давида и Афродиты. Естественно, взято это не с потолка. Станция будет располагаться рядом с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, и мы хотели, чтобы экспозиция начиналась еще под землей. Эта концепция была согласована с главой музея Ириной Антоновой.

Мы привыкли видеть в фантастических фильмах гигантские угрюмые здания и тоннели, от которых веет холодом. На самом деле архитектура будущего, наоборот, поворачивается лицом к человеку. Людям с каждым годом все труднее жить в этих нагромождениях каменных джунглей, и поэтому появляется спрос на экологический дизайн, на дизайн светлый, яркий и дружелюбный. Архитекторы – люди наивные, поэтому некоторые из них, в том числе и я, верят, что архитектура может преобразовать общество.

– Вы видели метро в разных городах мира. Правда ли, что Московский метрополитен один из самых красивых?

– Понятие красоты – достаточно субъективное. Московское метро поистине удивительное по своему образному строю. Для обывателя оно красивое, для профессионалов – безумное, так как мало подвержено архитектурной логике. И от этого оно безумно красивое!

Все метрополитены Советского Союза произошли от московского метро. Кстати, и минское метро тоже родилось в стенах московского «Метрогипротранса», потом проект благополучно развивался уже в Минске. 


КСТАТИ

«Белорусских» – сразу две

В Москве есть сразу две станции «Белорусская». Первая открылась на Замоскворецкой линии 11 сентября 1938 года. ­­А парная станция на кольцевой линии – 30 января 1952 года. Они названы в честь Белорусского вокзала, рядом с которым находятся. Во время Великой Оте­чественной войны на станции «Белорусская» Замоскворецкой линии расположился центральный командный пункт, для чего была отгорожена часть платформы. Другая часть использовалась пассажирами, а в ночное время там находилось бомбоубежище.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

✔ Доля метро в перевозке пассажиров Москвы составляет 56%.

✔ В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более ­­7 миллионов пассажиров, а в будние дни – более 9 миллионов.


Николай АЛЕКСЕЕВ

esech2@yandex.ru

Фото: Юрий СТРОКОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter