На вес солода

Пивная отрасль нуждается в дополнительных инвестициях
Нынешним летом пивоварам повезло с сырьем. Госзаказ по ячменю выполняется, а значит, дефицита солода не возникнет. Однако одно лишь это не гарантирует приятной жизни производителям пенного напитка. Насущные проблемы важной для государства отрасли, годовой оборот которой составляет сотни миллионов долларов, вчера оказались в центре внимания на совещании у Президента.

Для начала — важное отступление. Статистика показывает: пива в Беларуси пьют относительно мало. В прошлом году на душу населения пришлось 39 литров. Для сравнения: в России — 63,1 литра, Украине — 65, Литве — 83, Германии — 177, Чехии — 180... Как отметил вчера Александр Лукашенко, пиво, хотя и является спиртосодержащим напитком, но его потребление куда более предпочтительно по сравнению с плохим и дешевым вином...

Резервы потребления пива у нас, как видно, далеко не исчерпаны. И к радости белорусских производителей, спрос на него быстро растет. Но еще быстрее, и это огорчает и наших пивоваров, и руководство страны, растет импорт (за первое полугодие 2007–го плюс 63 процента). «Пенки» с нашего бурно развивающегося рынка снимают в основном российские и украинские брэнды. А что же отечественные пивзаводы?

Их мощности, как заметил вчера Президент, «не соответствуют быстрорастущему потребительскому спросу». Некоторые из 12 действующих пивоваренных предприятий имеют отработавшее свой век оборудование, есть трудности с оборотными средствами (большие деньги тратятся на погашение кредитов) и, что самое, казалось бы, невероятное, среди белорусских пивзаводов встречаются убыточные. К счастью, к крупным участникам рынка это не относится.

Лидеры отрасли — «Крынiца», «Сябар» и «Оливария» — за последнее время заметно прибавили и в объемах выпуска, и в качестве напитка. Но есть определенные трудности и у них. Например, «Крынiца» уже загрузила собственные мощности, достигнув потолка. А рынок растет. И чтобы успеть за ним, крупнейшему производителю необходимы новые линии, новые инвестиции.

Всего, по данным Правительства, для технического переоснащения пивоваренной промышленности нужно как минимум 125 миллионов долларов. Президент ранее поручил проработать возможные источники финансирования. В Правительстве пришли к мнению: отрасли необходимы внешние инвестиции. Впрочем, вокруг предложения продать крупным иностранным компаниям принадлежащие государству пакеты акций возникли дискуссии. Четкого видения будущего белорусского пивоварения, похоже, до вчерашнего дня не было. Совещание с представителями Правительства и отрасли как раз и было созвано для того, чтобы сформировать общую позицию.

«Что нам сейчас важно: привлечь иностранные компании в этот исключительно доходный бизнес или же самим иметь конкурентоспособное и качественное пиво?» — сформулировал главный вопрос Президент. При этом Александр Лукашенко посоветовал обратить внимание на следующий момент: «Имея такой рынок, как у нас, неудовлетворенный спрос в огромных размерах, какое государство откажется от такого высокодоходного бизнеса?» По мнению Президента, 125 миллионов долларов в общем–то не такая большая сумма. Особенно если учесть, что, например, в энергетической сфере некоторые проекты оцениваются в миллиарды долларов. Возникает вопрос: почему бы самому государству не вложить в пивзаводы необходимые миллионы, ведь речь идет о бизнесе с высокой отдачей?

Во время дискуссии, которая развернулась на совещании, аргументы сторонников продажи белорусских пивзаводов иностранным инвесторам оказались недостаточно убедительными. Подводя итоги, Александр Лукашенко заявил, что белорусы могут вполне успешно конкурировать с зарубежными марками на своем рынке.

— Пока нет той обстановки, чтобы в пожарном порядке принимать решение о продаже предприятий, — сказал Президент.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter