На века...

В Гомеле открылись реставрационные мастерские

В Гомеле открылись реставрационные мастерские


Прабабушкин комод, дедушкин фотоаппарат, мамин ковер с оленями... Одни тянут все это на свалку или к скупщикам, другие хранят для грядущих поколений, невзирая на «физическое здоровье» раритетов. Раньше продлить им жизнь в Гомеле можно было разве что при помощи теневых умельцев, да и то — с некоторой долей риска. Теперь — совсем другое дело.


На днях Гомельский областной дворцово–парковый ансамбль открыл реставрационные мастерские. В первую очередь, конечно, для собственных нужд и потребностей районных музеев, где с реставраторами особенно острая проблема. Таких специалистов в стране начали готовить только с прошлого года. И когда они доедут до глубинки, остается только гадать...


— В фондах нашего музея множество предметов старины, которые заждались реставрации, — генеральный директор учреждения Олег Рыжков с видимым удовольствием высказывается по теме. — Еще четыре года назад мы и сами возили экспонаты в Минск, так как своих специалистов не было. Позже сумели подобрать мастеров, которые теперь проводят необходимые для музея работы в Гомеле. А сейчас — с открытием мастерских — их услугами смогут воспользоваться и горожане.


Оказывается, местные жители регулярно наведывались в музей с просьбами восстановить самовар, реабилитировать старинное зеркало и т.д. Вот и решили в музее помочь людям. А еще — подставить плечо владельцам ценного антиквариата. Отныне к услугам таких клиентов не только консультации и советы профессионалов, но и реальный шанс реанимировать вещь без вреда для нее.


— А то ведь какая беда случается... — переживает за раритеты реставратор–художник областного музея Николай Фей. — Краской могут обновить старинную вещь для придания ей «духа современности» или ради чистоты потереть «наждачкой» самовар, не зная, что таким образом губят металл.


...Осматриваюсь в залах мастерских, заставленных громоздкими музыкальными инструментами и мебелью, изрядно испытанной временем. Неужели частники привезли все это?


— Да что вы! — улыбается мастер. — Это — из музейных фондов. Нужно реставрировать. Вот дворцовый стол необыкновенной красоты. Когда его передали, он был покрыт слоями коричневой половой краски, а вскрыли — чудо, даже позолота местами сохранилась. Или вот: французский шкафчик 1731 года. Еще даже не вскрывали. Вдруг под этой жутковатой краской сохранились «родные» элементы...


Наконец, доходим и до «частного». Уже в первый день работы мастерских примчался гомельчанин с витиеватой зеркальной рамой. Обещал довезти тумбочку. Мечтает избавить от трещин и следов прожорливых короедов. Специалисты определили: ХIХ век, «реанимации» подлежит.


В работе уже и несколько «домашних» икон, принесенных владельцами для восстановления святых ликов.


Мастера, к слову, даже за «частную» работу берутся не с ходу, а лишь после вердикта научного совета, на котором рассматривается каждый предмет, принесенный «с улицы». Специалисты музея определяют, каким способом восстановить раритет, чтобы не нарушить исторической правды и вдохнуть в него новую жизнь. Стараются делать на века...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter