На Васильев день рассыпь «овсень»...

В НОЧЬ с 13 на 14 января славяне отмечают старый Новый год — праздник, непонятный для иностранцев. Никто толком не может сказать, чем же он отличается от традиционного, привычного всем Нового года. Казалось бы, дело только в расхождении дат. Однако многие относятся к старому Новому году как к самостоятельному празднику. Есть две причины появления этого уникального праздника — изменение даты начала нового года на Руси и позиция Русской Православной Церкви, не пожелавшей перейти на новый стиль.

В ночь под старый Новый год у каждого из нас есть уникальная возможность загадать еще одно новогоднее желание. Даже если загаданное 31 декабря уже сбылось...

В НОЧЬ с 13 на 14 января славяне отмечают старый Новый год — праздник, непонятный для иностранцев. Никто толком не может сказать, чем же он отличается от традиционного, привычного всем Нового года. Казалось бы, дело только в расхождении дат. Однако многие относятся к старому Новому году как к самостоятельному празднику. Есть две причины появления этого уникального праздника — изменение даты начала нового года на Руси и позиция Русской Православной Церкви, не пожелавшей перейти на новый стиль.

Кто украл 13 дней?

В языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта — в день весеннего равноденствия, и связано это было с земледельческим циклом. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. С принятием христианства на Руси византийский календарь начал понемногу вытеснять старый, и теперь уже новый год начинался 1 сентября. Хотя долгое время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах Новый год продолжали отмечать весной.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на григорианский календарь Петр I не смог, так как Церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым: в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

В 1918 году большевики «упразднили» 13 дней в году, которые составляли разницу между нашим летосчислением и европейским. Так образовались два празднования Нового года — по новому и старому стилю.

Мнение большевиков – не «до», а «после»?

После Октябрьской революции 1917 года правительством был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В. И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, где было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Поститься ли 1 января?

Обычай встречать старый Новый год в ночь с 13 на 14 января связан с тем, что Православная Церковь продолжает встречать и Новый год, и Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся пока с общепринятым григорианским календарем на 13 дней. Но уже с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. С 2101 года Рождество и старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская Православная Церковь пока не намерена вносить коррективы в свой календарь. «Действительно, разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается на один день каждые 100 лет, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. И если Господь позволит существовать этому миру еще 100 лет, тогда православные будут праздновать Рождество 8 января, а старый Новый год встречать в ночь с 14 на 15», — сообщил Чаплин.

По его словам, не следует придавать большого значения календарным различиям. «Григорианский календарь тоже не вполне точен, поэтому Русская Православная Церковь продолжает пользоваться юлианским календарем», — пояснил Чаплин.

Для верующих людей старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста, во время Святочных гуляний.

Неделя – это пять дней или десять?

Старый Новый год — ненаучная дата, считают астрономы. Однако и действующий календарь не является идеальным, говорят специалисты Астрономо-геодезического общества России. По их утверждению, строгая механика движения планет заставляет людей вносить изменения в летоисчисление. Юлианский календарь, действовавший в нашей стране до 1918 года, на 13 суток отстает от григорианского, по которому живет Европа. Дело в том, что Земля оборачивается вокруг своей оси не ровно за 24 часа. Дополнительные к этому времени секунды, постепенно набегая, складываются в дни. К началу двадцатого столетия они превратились в 13 суток, которые и составляли разницу между старой юлианской и новой григорианской системами. Новый стиль более точно отвечает законам астрономии.

По мнению доцента кафедры астрофизики МГУ Эдварда Кононовича, главное, чтобы календарь точно отражал положение Земли по отношению к Солнцу. Сегодня существует немало энтузиастов, предлагающих собственный вариант отсчета времени. Их предложения в основном связаны с изменением традиционной недели: некоторые предлагают сделать неделю из пяти дней или вообще обойтись без недель, а ввести десятидневки. Однако идеальных предложений, с точки зрения науки, пожалуй, нет — к такому выводу пришли специалисты разных стран, изучая заявки на изменение летоисчисления, поступающие даже в ООН. Ученые считают нецелесообразным проводить сейчас какие-либо реформы календаря.

Обряды

День, когда праздновали старый Новый год, в старину носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. На Васильев день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, и совершали обряд обсевания — отсюда название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд отличался в разных регионах: например, в Туле дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом собирала ее и хранила до времени сева. Украинские обряды отличались весельем, плясками и песнями.

И еще был своеобразный обряд — варение каши. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя — они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова. Крупа обычно была гречневая. Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь — с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша — наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая — такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка либо горшок трескался — это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

Интересен обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, вареными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову. Дело в том, что Василия считали «свинятником» — покровителем свиноводов и верили, что если в эту ночь на столе много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии.

Подготовила Лариса ЖИЛУДЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter