На ваше обращение в ООН…

Насколько обоснованны претензии жильцов к ЖЭСам?

Сегодня в ЖЭСах не ждут жалоб сверху, а стараются разрешить их на месте. Cпоры, жалобы, нервы… Таков обычный приемный день в ЖЭСах. Не пришел сантехник, капает на голову, соседи включают музыку на всю громкость. И у всех одна просьба: помогите! А вот помогают ли и насколько обоснованны претензии жильцов, выясняла корреспондент «Р», побывав на приемах в столичных ЖЭСах.

Магазин. А рядом дерево…

Открываю список коммунальных служб и выбираю первые попавшиеся в двух разных районах столицы. Начинаю с Серебрянки. Обхожу территорию, обслуживаемую ЖЭС-41. Замечаю сухое дерево прямо рядом со стоянкой. Непорядок! Есть повод заглянуть к коммунальщикам. Понедельник, девять часов утра. Неприемный день, но решаю все-таки попытать счастья. Директор ЖЭСа Сергей Максименко на месте. Оторвавшись от бумаг, приглашает присесть.

— Мы с бабушкой любим гулять по району и заметили около магазина сухое дерево. Рядом со стоянкой! Ветка может упасть, кого-нибудь поранить. Думаем, что его нужно спилить, — выпаливаю я и смотрю на реакцию директора.

Он записывает в блокнот мое предложение.

— На этой неделе у нас плановая обрезка деревьев, — поясняет Сергей Евгеньевич. — Если его в списке нет — внесем, не переживайте.

— Значит, спилите? А если нет? — настаиваю я.

— Возможно, это дерево «Зеленстроя», а не наше. Но если вдруг оно останется на прежнем месте — придете, я проясню ситуацию.

Раскрываю инкогнито. Директор грозно сдвигает брови и интересуется, есть ли у меня еще какие-либо дела, кроме как отвлекать людей от работы. Потом меняет гнев на милость, и мы вместе смеемся.

— На этой должности я две недели, — говорит Сергей Евгеньевич. — В прошлую среду был мой первый приемный день, пришло очень много жильцов. Были, конечно, и те, кто хотел выговориться, рассказать о своей жизни, вспомнить советское прошлое. Но в большинстве случаев претензии не на пустом месте. Например, житель жалуется, что в подъезде на окнах паутина. Вроде бы мелочь, но, значит, убирают плохо. Стали разбираться: уборкой занимается женщина из обязанных по Декрету № 18. Таких у нас 9 человек, реально работают только трое, остальных заставить очень сложно.

Разговор то и дело перебивают телефонные звонки: в подъезде замечена крыса — потравите; сосед ставит машину на газон — разберитесь. Все записывается в блокнот.

— Некоторые оставляют заявку диспетчеру, а потом еще мне звонят. Короче, каждый день как приемный, все-таки наш ЖЭС более 20 тысяч человек обслуживает, — говорит на прощанье Сергей Максименко.

«Дружище, я ведь не склочник!..»

Среда, день приема в ЖЭС-79 Октябрьского района. Направляюсь на улицу Чкалова. Здесь во многих подъездах пахнет краской, фасады пятиэтажек ярко выкрашены. После капремонтов от домов веет чистотой и уютом. Нахожу среди них серый и унылый дом № 35, построенный еще в начале 60-х годов, и знакомлюсь с жильцами.

— Наш подъезд во время дождя превращается в Венецию! — жалуется Людмила Наливайко. — Через выход на кровлю течет вода с пятого этажа до первого, стекает по стенам, электрощиткам. Потом высыхает — в подъезде натуральная баня, не зайти.

Поднимаемся на пятый этаж. На потолках — желтые разводы. Подъезд чистый, но выглядит неопрятно из-за пластами отвалившейся краски на стенах. Кстати, ремонт с привлечением средств жильцов делался всего около четырех лет назад. Сложно в это поверить.

— А что ЖЭС? На жалобы реагирует? — спрашиваю я.

— Реагирует, только не всегда вовремя, иногда приходится повторно обращаться, — отвечает жилец Дмитрий Жоголь.

— Я по поводу протекающей кровли оставляла заявку, потом сама пришла 4 июля в ЖЭС и разговаривала с главным инженером, — рассказывает Людмила Наливайко по пути на прием. — Он пообещал все сделать. И тут, как назло, ливень! Это когда магазины затопило. Помните? У нас реки тогда текли. И до сих пор текут.

Прием ведет главный инженер Михаил Мурашко. Первый на очереди — мужчина в темных очках внушительных размеров. Стоять с ним рядом невозможно — есть риск захмелеть. В кабинет инженера он не заходит, а врывается, держа на весу мобильный телефон.

— Отвечай мне на камеру, как тебя зовут! Я все буду записывать!

Михаил Ефимович пытается усадить буяна, пресекая все попытки вести разговор в нецензурной форме.

— Хватит ругаться, в коридоре женщины!

Посетитель оглядывается на нас и успокаивается.

— Дружище, я ведь не склочник, я просто в ярости! У меня крыша течет, с потолка капает!

Главный инженер записывает адрес и обещает лично приехать завтра и обследовать место: «Найдем, где течет, и отремонтируем». Мужчина выходит из кабинета, секунду размышляет и пулей несется к диспетчеру с криком: «Где книга жалоб?». Узнает, где документ, врывается в кабинет и начинает перерывать бумаги на столе. Внезапно останавливается и с достоинством выходит из ЖЭСа. Все в недоумении.

Мы следующие. Рассказываем о своих бедах. Михаил Ефимович записывает адрес и удивленно смотрит на нас:

— Чкалова, 35, 4-й подъезд?! Посылал туда людей, отрапортовали, что сделали, есть запись. Неужели течет?

Подтверждаем этот факт.

— Договоримся так: завтра буду в вашем подъезде. Зайду на кровлю, посмотрю, как отремонтировали. Если плохо — вызову мастера, лично возьму в руки инструменты и покажу, как это нужно было сделать.

Насчет подъезда решаем провести собрание жильцов и опросить, кто согласен делать ремонт с привлечением собственных средств.

Пока прощаемся с Людмилой Владимировной, из кабинета главного инженера выходит третья и последняя посетительница. В коридорах пусто. Осматриваю стенды в ЖЭСе. Есть информация о приемах в ЖРЭО, УЖКХ Минска, Минжилкомхозе, висят памятки и информация о местонахождении книги замечаний и предложений.

Выхожу на крыльцо. Через пару минут там же появляется Михаил Мурашко и закуривает. Представляюсь.

— Ну вот, вы сами видели, что такое прием в ЖЭСе. У первого посетителя действительно проблема, течет крыша, но он пришел пьяный и устроил дебош. В самое ближайшее время неполадку мы устраним, а осадок останется. Вторая посетительница просит отремонтировать подъезд. Там в основном живут старики, около 70 процентов расходов ЖЭСу придется брать на себя, но и остальные деньги собрать будет очень сложно. Третья женщина вообще с интересной просьбой: в ее квартире живет инвалид, который затопил соседей. Те — пенсионеры, пошли на принцип: платите конкретную сумму. В итоге она хочет, чтобы мы бесплатно сделали в затопленной квартире ремонт. Но люди же не могут работать бесплатно! Вот поеду завтра, буду разбираться на месте.

P.S. Как и обещал, на следующее утро Михаил Мурашко побывал на ул. Чкалова, 35, осмотрел люк на кровле и объяснил жильцам, как и когда будет решена проблема. «Р» следит за развитием событий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter