На улице игра не доводит до добра

Перефразируя одного из самых ярких политиков ХХ века Уинстона Черчилля, можно сказать, что в политике не обязательно быть праведниками, но дело должно быть правым.
Перефразируя одного из самых ярких политиков ХХ века Уинстона Черчилля, можно сказать, что в политике не обязательно быть праведниками, но дело должно быть правым. Оригинальная цитата относится, собственно, к войне, и вспомнилась она потому, что в условиях отсутствия исторического опыта многопартийности некоторые деятели с удовольствием ставят знак равенства между митинговостью и политикой.

Согласитесь, это мы уже проходили: шествия и митинги по поводу и без повода, разгоряченная толпа в центре города, которая уже и не помнит, по какому поводу вышла - протестовать или поддерживать... О том, чем обычно заканчиваются подобные мероприятия, хорошо известно всем. Но разве для того, чтобы погреть руки, нужен пожар?! Одним словом, необходимость более четкого законодательного регулирования деятельности политических партий и других общественных объединений назрела давно. И было решено внести изменения и дополнения в некоторые из уже действующих нормативных актов.

Законопроект, содержащий такие дополнения, дважды выносился на обсуждение Палаты представителей еще в прошлом году. Но всякий раз проект вызывал такую бурную дискуссию, что пар уходил, как говорят, в "свисток", затем при голосовании просто не хватало голосов "за", и законопроект отправлялся в Комиссию Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ на доработку. По словам заместителя председателя этой комиссии Александра Свирида, это пошло документу только на пользу. Ведь все время он шлифовался и оттачивался специалистами.

На днях проект Закона "О внесении дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений" был наконец-то принят депутатами. Но и на этот раз голосованию предшествовали продолжительные дебаты. Мнения разделились: одни депутаты были безоговорочно за проект и высказывались в том духе, что он послужит началом формирования основ политической культуры у всех субъектов общественной жизни; другие высказывали опасения, что некоторое ужесточение ответственности партий за свою деятельность будет расценено мировой общественностью как "зажим демократии". Но при этом, как отметила депутат Ольга Абрамова, большинство белорусских оппозиционных партий пересмотрело свою стратегию и отказалось от "уличного" направления в своей деятельности. Так что, заключила депутат, и вышеназванные изменения, вносимые в законы, уже устарели.

Но, как считает Александр Свирид, вряд ли такая точка зрения справедлива: "Я не считаю, что закон опоздал. Он должен не только работать на перспективу, но и создавать определенные правила общей игры. Ведь почему нельзя сказать, что именно, опасаясь за свое будущее, ряд политических партий и общественных объединений, зная о грядущих изменениях в законодательстве, отказались от уличной политики? Значит, даже из этих соображений они будут вести свою работу более цивилизованно. То, что ранее политические партии отказывались участвовать в выборах, не делает им чести. Ну а аргументы, что благодаря новому законодательству теперь можно будет ликвидировать "неугодную" партию или общественное движение, мягко говоря, несостоятельны. После неоднократного вынесения предупреждений - да, это понятно. Но подумайте, каким должно быть единовременное нарушение, чтобы принять в отношении политического субъекта крайние меры. Они возможны лишь в случае, если последствия акции (шествия, митинга, демонстрации) нанесли государству или частным лицам значительный ущерб. Согласитесь, если такие последствия действительно могут иметь место, то это уже не политика, а вандализм".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter