Игру «Днепра» и «Минска» смотрели с трибун 300 человек

На трибунах становится тише

О падении интереса к игровому спорту
Для кого играют наши футболисты, баскетболисты, гандболисты, волейболисты, если за их игрой никто не смотрит? Последний футбольный тур, в котором определился чемпион, посетили 9,2 тысячи зрителей. По 1.527 болельщиков в среднем на матче. Игру «Днепра» и «Минска» смотрели с трибун 300 человек, столько же, с позволения сказать, «спартанцев» пришли на матч «Белшины» с брестским «Динамо». Средняя посещаемость чемпионата который год движется вниз, остановившись в этот раз на цифре 1.885.

Ладно, предположим, зрителям не нравится футбол — у нас не самые удобные стадионы, погода портится, БАТЭ обижают в Лиге чемпионов, а минское «Динамо» в Лиге Европы. Все это, конечно, не стимулирует болельщиков ходить на футбол, но разве лучше ситуация в зальных видах спорта? БГК им. Мешкова вкладывает в обновленную команду немаленькие деньги, приглашает на презентацию легенд российского рока «Чайф» и «Би–2», а на первом домашнем матче в Лиге чемпионов трибуны брестского спорткомплекса «Виктория» зияют целыми секторами немых укоров. Волейбольный клуб «Минск», который представлен в еврокубках мужским «Строителем» и женской «Минчанкой», дабы заполнить небольшую трибуну отнюдь не главной площадки «Чижовка–Арены», объявляет вход свободным, но все равно не может похвастать посещаемостью. Однако безжалостнее всех выглядит положение дел в «Цмоках». Такое ощущение, что эти минские «дракоши от баскетбола» могут хоть до конца сезона отказаться от зарплаты, но с игрой, что они показывают, такого рода показательные епитимии все равно дадут нулевой эффект в плане зрительского внимания. Скорее, им еще придется и приплачивать болельщикам за посещение публичной казни.

Почему так происходит и что делать? Проще всего кивнуть в сторону Континентальной хоккейной лиги. Мол, вот там минское «Динамо» может собирать по 15 тысяч зрителей на рядовом матче, а остальные белорусские клубы не делают это только по своей лени или головотяпству. Но давайте признаем сразу, что это будет крайне поверхностный взгляд. Куда важнее найти истинную причину того, что в один и тот же день матч хоккейного «Динамо» с «Сибирью» (который вообще–то должен был пройти в «Чижовка–Арене», но был перенесен в «Минск–Арену» только из–за внезапной хвори гастролера Ленни Кравитца) собрал почти в два раза больше зрителей, чем встреча футбольного «Динамо» с БАТЭ (которой предшествовала целая истерия в СМИ; время начала которой долго определяли в том числе и с учетом интересов болельщиков; которую не без оснований называли главным матчем всего сезона). А ответ, собственно, прост. Канули в Лету те времена, когда спорт интересовал людей только с точки зрения спортивного результата, когда физкультурники в вытянутом трико охотились по газетным киоскам за «Советским спортом». Сегодня спорт в чистом виде проигрывает не только интернету с его соцсетями, но еще и эстраде, театру, кино. И для того чтобы выигрывать или хотя бы бороться с этими новыми–старыми конкурентами, спорту позарез нужно превратить себя из интересной только его участникам рутины в полноценное зрелище. С «подогревом» и «разогревом». С вовлечением в него зрителей. С продвижением не только вверх–вниз по турнирной таблице, а еще и с продвижением в интернете. Об этом, кстати, свидетельствует не только опыт КХЛ, но еще и опыт проведения в Минске чемпионата мира по хоккею. Его организаторы смогли сделать из соревнований настоящий праздник, и болельщики отплатили им сторицей, побив все рекорды посещаемости аналогичных турниров. Об этом, кстати же, свидетельствует и зрительское внимание к Открытому чемпионату страны. Из этих состязаний никто и не думает делать шоу, а оттого его посещаемость в прошлом сезоне составила в среднем 952 зрителя на игре, а в этом опустилась еще ниже — 879.

...В октябре из футбольного клуба «Минск» уволили начальника отдела маркетинга и по совместительству шоумена Сергея Минского. Он запомнился тем, что разыгрывал среди болельщиков iPhone 5 и предлагал им сфотографироваться с картонным Месси. Все это было в прошлом году, а в этом в «Минске» ждали–ждали открытия своего стадиона, да так и не дождались. Команда не пробилась в сильнейшую шестерку, а раз нет результата — то чего пиарить–то? Зритель не ходит, игры нет — назначили, с позволения сказать, виноватого. В общем, процедив «спасибо», отправили восвояси пиарщика, сократили расходы на рекламу и продвижение. Теперь наверняка думают, что зритель сам их найдет. В этом месте так и просятся бурные и продолжительные аплодисменты... И хочется вслед за Сергеем Минским бросить в сторону клуба обвинения в желании жить лишь сегодняшним днем...

Какое завтра ждет наши клубы по игровым видам спорта? Очевидно, что всем причастным к их развитию необходимо крепко задуматься над стратегией и тактикой. Очевидно, что клубам следует тянуть себя за портки и тянуть из болота. Очевидно, что праздник еще будет на нашей спортивной улице. А пока... Пока на товарищеский матч с мексиканцами, который во вторник белорусские футболисты должны провести на лучшем стадионе страны — «Борисов–Арене», продано немногим более трех тысяч билетов...

gord@sb.by

Советская Белоруссия №216 (24597). Четверг, 13 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter