На три четверти

Те, кто любит настоящую музыку, получили замечательный подарок... Дело вкуса от Элеоноры Езерской

Те, кто любит настоящую музыку, получили замечательный подарок. В течение месяца во Дворце Республики выступили три первоклассных оркестра, которых хорошо знают в мире, — Гленна Миллера, Поля Мориа и в минувшую пятницу — Штраус–оркестр из Вены.


Вена — город музыки. За собором Св. Стефана стоит дом, где жил с женой Констанцией Вольфганг Амадей Моцарт. Он тогда еще был успешен, благополучен, богат. Материальные трудности, ранняя смерть, непутевая Констанция, которая забудет, где похоронила мужа, — все это будет потом... Рядом — пешеходная улица Кертнерштрассе и элегантный дом — теперь казино, когда–то принадлежащий князю Эстергази. Здесь выступал подданный князя, сын каретника и отец симфонии Йозеф Гайдн. Далее следует уводящая вверх, к Венскому лесу, дорога, где и сегодня сохранилось много харчевен, где, как и в прошлые времена, подают изумительное по вкусу молодое виноградное вино, а улица приводит к дому еще одного гения музыки — Людвига ван Бетховена. Сохранились дома, где жили, бывали, играли свои сочинения Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер...


И хотя в Вене на каждом шагу вам настойчиво напоминают, что это город Моцарта — бесчисленные конфеты, кружки, бокалы, платки с изображением композитора, я все равно смею утверждать, что столица Австрии — это прежде всего город Иоганна Штрауса–сына. Почти всем музыкантам, жившим в Вене, поставлены памятники, но самый красивый и наиболее посещаемый — королю вальса... Он находится в городском парке, рядом с улицей Рингштрассе, окольцевавшей центр города. Знаменитый музыкант здесь стоит в окружении муз и цветов, которые, кстати, очень любил... А в руках — скрипка. Кажется, еще мгновение — и зазвучат прелестные мелодии... Только вот зачем–то в последние годы памятник «позолотили»...


Каждый раз, приезжая в Вену, я прихожу к монументу Штрауса и еще всегда стараюсь побывать в кафе «3/4» (три четверти), которое находится в доме, где жил великий музыкант. 3/4 — это же ритм вальса, знаменитое: раз, два, три; раз, два, три...


Вальсы Штрауса родились в Вене и покорили весь мир. Его отец, который тоже сочинял вальсы и имел небольшой оркестр, очень не хотел, чтобы сын становился музыкантом. Он готовил его в счетоводы... Но юный Иоганн писал цифры, а у него получались ноты... Музыка жила и дышала в нем... Вопреки воле отца он стал музыкантом. 15 октября 1844 года на танцевальном вечере в доме Дамейра состоялся дебют 19–летнего композитора. Публика, заполнившая не только зал, но и прилегающий парк, неистовствовала. На следующее утро венские газеты написали: «Доброй ночи, Штраус–отец... Доброе утро, Штраус–сын...»


Звуками своих гениальных вальсов и полек Штраус наполнил Вену; он искал и находил вдохновение у просыпающегося утра, старого Венского леса, прекрасного голубого Дуная. Композитор умер, но его музыка жива и сегодня. Она звучит для новых поколений, веселит душу, делает людей более счастливыми...


И приезд в Минск Штраус–оркестра из Вены стал праздником. С первого дня возникновения (1978 год) коллективом руководит замечательный музыкант, чуть ли не главный эксперт в мире по музыке Штрауса маэстро Петер Гут. Он блистательный дирижер, сам, как когда–то «король вальса», тоже играет на скрипке, свободно беседует с залом по–русски. Петер Гут учился в Петербургской консерватории. Оркестр каждый год дает 300 концертов по всему миру, а 1 января каждого года в Золотом зале Венского музыкального общества открывает знаменитый Венский бал. В коллективе много молодежи, все дамы — в вечерних платьях, и играют оркестранты просто блестяще, тонко и точно передавая все нюансы и очарование музыки гениального композитора. Высокая культура исполнения, настоящая музыка!..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter