На тему культуры

Нынче очень популярна тема диалога культур. И в самом деле: у культуры одна кровеносная система, межевые знаки, отделяющие одну национальную культуру от иной, выставить невозможно, и слово «диалектика» здесь уместно более чем где бы то ни было. И все же: разве словосочетание «чужая культура» уже неуместно и ее ждут исключительно архивные палаты?


Когда–то, в середине прошлого века, у нас набирала ход кампания борьбы с «низкопоклонством перед Западом». Лексикон «зачищался» от неродных слов, скажем, сыру камамбер срочно искали отечественный аналог. Словом, глупостей было много, но проблема осталась. Суть этой проблемы проста: культура сегодня действительно приобрела общий для нас всех характер, ее сущность можно обозначить как «всечеловеческую» (при всем уважении к национальным особенностям) или же мы вправе оперировать и такими понятиями как «чужая культура»?

Чтобы убедиться, что эта проблема реальная, а не надуманная, можно привести некоторые примеры. Скажем, обратиться к способу жизни в нашей глубинке и где–нибудь далече, скажем, в тех же США. Это один способ, форма существования или все же разные виды социально–культурного бытия? Послушать песни, которые поют на завалинке старики (впрочем, поди объясни, что такое «завалинка» где–нибудь в Эссексе). Почитать книжки, которые пишут прозаики и поэты, и выделить в этих сюжетах основные темы: они близки, при всем единстве библейских постулатов про «не убий» и прочее, или все же здесь есть существенная разница форм и выражений? Пройдитесь по нашим улицам и почитайте вывески на магазинах, организациях общепита: вы легко заметите давление англоязычных слов и выражений и достаточно спорную орфографию. И дело не в том, что магазины плохие, а в том, что подобное заимствование есть форма продвижения чужой культуры.

Помнится, много говорили про то, что известные западные ансамбли — это не только новые формы, новые ритмы и иные средства музыкального выражения, но и проекты идеологического характера, когда популяризация в ряде случаев действительно очень хорошей музыки есть популяризация западного образа жизни. Скажут: эти времена прошли, ситуация изменилась, и не надо ворошить старые клише вроде «два мира — два образа жизни». Однако лозунг–то этот не столь одиозен и связан не столько с комплексом национальной неполноценности, как это может показаться. И здесь не надо применять оценочные критерии, просто нужно вспомнить про менталитет, словом, про традиции, историю и иные известные вещи.

Иногда возникает такое чувство, что непрерывно звучащие стандартные фразы про «диалог культур», про «единую мировую культуру» (в целом верные фразы) одновременно содержат некий гран лукавства. В том смысле, что страдает национальная культура. И дело вовсе не в том, чтобы слушать (читать, смотреть) исключительно посконное, домотканое и кондовое. Дело в акцентах, если надо, в государственном протекционизме.

Недавно и на страницах «СБ» обсуждали эту тему. Конечно, простой ответ на вопрос, нужен этот протекционизм или не нужен, невозможен. Здесь явно просится фраза, нарушающая законы логики: да, нужен и нет, не нужен. Нужен, поскольку любая национальная культура (русскоязычная, белорусская) нуждается в серьезной поддержке. Нет, не нужен, потому что силовыми методами (квоты, дележка радиоэфира и т. д.) ничего не добьемся. А что позволит добиться результатов? Обращение к детям, поддержка юных талантов. Многое делается, это бесспорно, но делать надо еще больше. Поддержка, в том числе и материальная, работников культуры. Зайдите в ту же библиотеку и поговорите с работниками «за жизнь». Быстро обнаружите, что надо или закрывать библиотеки, или вкладывать средства в их развитие. Нужно создавать платформу — идеологическую, материальную, иную — для развития национальной культуры. Зачем? Чтобы приезжали к нам и у нас становились выдающимися деятелями культуры, а не было наоборот. Вот сколько книг написано про выдающихся белорусов, которые уехали и стали художниками, писателями, главами национальных академий иных стран? А что же никто не напишет про тех, кто приехал к нам и здесь состоялся в профессиональном качестве? Ответ очевиден.

И стоит заметить о важности преодоления провинциализма, точнее, одной из его характеристик. Убрать из лексикона ссылки на Москву и Варшаву как центры культурного притяжения, это напоминает причитания бедного родственника. Говорить о Минске, Гродно и Бресте даже тогда, когда признавать эти отсылки будут лишь свои. Чувство собственного достоинства проявляется не в быту, прежде всего не в сфере материального производства, а именно в культуре. Глупо выглядит человек, твердящий о собственном величии без всяких на то оснований. Но еще глупее будет тот, кто отрицает важность национальной культурной первоосновы в любом деле. Во всяком случае, сегодня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
Как говорит один украинский политолог, маховик уже раскручен, будем ждать когда все окончательно свершится. Это он об "отсталой" российской экономике и культуре и успехах Запада. То, что предлагает автор уже давно не реализуемо, поезд ушел. Нет заваленок, нет носителей той самой национальной белорусской и русской культуры. Бабушки сегодняшних детишек воспитывались в лучшем случае на суррогатах на стилизованном варианте культуры. Ведь бегство от провинциальности (считай от национальной культуры) началось не сегодня, ни десять лет назад. Оно началось вместе с оттепелью 60-х, когда молодежь поняла. что танцевать рок-н-ролл легче и зажигательней, чем танцевать польку со всеми ее неписанными правилами. Ну а шейк это вообще очень просто. Автор с каким-то даже стеснением говорит, что наша пропаганда в СМИ это вроде как-то не очень. А вот американцы вслед за своим президентом очень уверенно утверждают, что Америка превыше всего. Каждый фильм, каждое литературное произведение американцев пронизано уважением к себе. И вот представьте, сегодня 90% фильмов для детей и взрослых, это американские, добротно сляпанные сказки. Про музыкальную культуру и говорить нечего. Русские и белорусы стесняются своих композиторов, ждут когда их признают на Западе, как бы предполагая априори, что только там живут настоящие ценители. То же самое и кинематограф. Психологические фильмы-размышления советского периода отброшены западным бестселлерами. Так на кого же автор надеется в родной стране? Только вдумайтесь. Гордость белорусской культуры, ансамбль "Песняры" увековечивают не в Белоруссии, а в России. Специально ходил по всем торговым точкам Гомеля, искал видеозаписи ансамбля. Предлагали все, но только не их, и не других белорусских исполнителей. А в глубинке России я купил диски с документальным фильмом о них, и лучшие их исполнения. Вы о высоких материях, а я вам о простом. Если каждый белорус будет уважать свою культуру, ставить ее выше западной, тогда можно говорить о национальном самоуважении. А сегодня  наши страны в культурном отношении это захолустья Запада. Фильмы - отвратительные клоны, передачи то же самое.Вместо нашей новейшей истории какие-то мутные изыски средних веков. Мы, пацаны в 50-х, 60-х, еще  видели ужасные последствия войны, но почему-то сегодня об этом не принято говорить. Не принято говорить, как сжигали белорусские села вместе с жителями. Как будто это были чужие нам люди.
Александр,54,Бобруйск
Автор прав,проблема есть и предложение по решению данной проблемы приемлемы,надо только выстроить систему национальных коллективов,как взрослых,так и детских.
пенсионер, за 60, Россия
Как говорит один украинский политолог, маховик уже раскручен, будем ждать когда все окончательно свершится. Это он об "отсталой" российской экономике и культуре и успехах Запада. То, что предлагает автор уже давно не реализуемо, поезд ушел. Нет заваленок, нет носителей той самой национальной белорусской и русской культуры. Бабушки сегодняшних детишек воспитывались в лучшем случае на суррогатах на стилизованном варианте культуры. Ведь бегство от провинциальности (считай от национальной культуры) началось не сегодня, ни десять лет назад. Оно началось вместе с оттепелью 60-х, когда молодежь поняла. что танцевать рок-н-ролл легче и зажигательней, чем танцевать польку со всеми ее неписанными правилами. Ну а шейк это вообще очень просто. Автор с каким-то даже стеснением говорит, что наша пропаганда в СМИ это вроде как-то не очень. А вот американцы вслед за своим президентом очень уверенно утверждают, что Америка превыше всего. Каждый фильм, каждое литературное произведение американцев пронизано уважением к себе. И вот представьте, сегодня 90% фильмов для детей и взрослых, это американские, добротно сляпанные сказки. Про музыкальную культуру и говорить нечего. Русские и белорусы стесняются своих композиторов, ждут когда их признают на Западе, как бы предполагая априори, что только там живут настоящие ценители. То же самое и кинематограф. Психологические фильмы-размышления советского периода отброшены западным бестселлерами. Так на кого же автор надеется в родной стране? Только вдумайтесь. Гордость белорусской культуры, ансамбль "Песняры" увековечивают не в Белоруссии, а в России. Специально ходил по всем торговым точкам Гомеля, искал видеозаписи ансамбля. Предлагали все, но только не их, и не других белорусских исполнителей. А в глубинке России я купил диски с документальным фильмом о них, и лучшие их исполнения. Вы о высоких материях, а я вам о простом. Если каждый белорус будет уважать свою культуру, ставить ее выше западной, тогда можно говорить о национальном самоуважении. А сегодня  наши страны в культурном отношении это захолустья Запада. Фильмы - отвратительные клоны, передачи то же самое.Вместо нашей новейшей истории какие-то мутные изыски средних веков. Мы, пацаны в 50-х, 60-х, еще  видели ужасные последствия войны, но почему-то сегодня об этом не принято говорить. Не принято говорить, как сжигали белорусские села вместе с жителями. Как будто это были чужие нам люди.
Пашин Р.Е, 50, Менск
Чувство собственного достоинства проявляется не в быту, прежде всего не в сфере материального производства, а именно в культуре.
Совершенно правильно сказано! Ведь сказано же Лукашенко А.Г. 22 июня того года: "Беларусь является цитаделью традиционной культуры и морали. И так будет всегда!", а 21 декабря: "Важнейшим для нас является идеология. А в ней - культура!".. Давно пора раздел "Культура" и в СМИ поставить на первое место. Давно пора с неё начинать выпуски новостей. И т.д...
Пашин Р.Е, 50, Менск
Глупо выглядит человек, твердящий о собственном величии без всяких на то оснований. Но еще глупее будет тот, кто отрицает важность национальной культурной первоосновы в любом деле. Во всяком случае, сегодня.
Поднимать Тему надо было позавчера, но хотя бы сегодня заговорила СБ об этом... Являясь профессиональным работником кинематографа и культуры в целом - могу констатировать, что руководство отрасли (пусть и новое уже) совсем не понимает специфики Культуры, не умеют даже читать подаваемые на имя министра и Вице-премьера коллективные Заявления с поисками путей выхода из жесточайшего кризиса... На полсотню листов нашего текста - пару строчек от Рыдвана А.В. за подписью Дриги И.В.: "Текст обращения должен поддаваться прочтению, не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений"! Всё указанное - чистой воды надумано ими... Что ж, подадим Жалобу Премьеру, в АП РБ, в суды - вплоть до Суда ООН по правам человека...
Пашин Р.Е., тоже пенсионер пусть и антизаконный...
пенсионер, за 60, Россия,
Автор с каким-то даже стеснением говорит, что наша пропаганда в СМИ это вроде как-то не очень. А вот американцы вслед за своим президентом очень уверенно утверждают, что Америка превыше всего. Каждый фильм, каждое литературное произведение американцев пронизано уважением к себе. И вот представьте, сегодня 90% фильмов для детей и взрослых, это американские, добротно сляпанные сказки. ... Психологические фильмы-размышления советского периода отброшены западным бестселлерами. ... Если каждый белорус будет уважать свою культуру, ставить ее выше западной, тогда можно говорить о национальном самоуважении. А сегодня  наши страны в культурном отношении это захолустья Запада. Фильмы - отвратительные клоны, передачи то же самое.
Совершенно правильно говорите! Но что же делать для достижения поставленных Вами целей?.. Если даже посол во Франции и ЮНЕСКО мой приятель Латушко П.П. молча не делится секретами противостояния Парижем засилью Голливуда имперского?.. А мы же сами смотрим и детей пичкаем этой похабенью Антибеларуской!..
Пашин Р.Е.
у культуры одна кровеносная система, межевые знаки, отделяющие одну национальную культуру от иной, выставить невозможно
Как можно нести такую чушь, если именно и только Культура не только отделает нас от животных, но и даёт самобытность Нации и различие нам всем? Такие "выражения" говорят о низком качестве подготовки в СБ и именно в идеологических вопросах! Уважаемый Вы мой приятель, Павел Изотович! Подтяните, кали ласка, эти злободневнешие вопросы...
Александр,54,Бобруйск
пенсионер, за 60, Россия, вам,уважаемый,должно быть понятно,что уничтожение нашей культуры началось не с освобож- дения селян от сельского,,рабства,,-а в отказе сельским жителям в равенстве к доступу обычным человеческим и социальным благам,отказе им в развитии местной инфраструктуре и иных благах цивилизации и народ побежал в поисках лучшей,городской доли.......... Сейчас вспомнили о селе,но,думаю,что поздно,назад молодёжь не заманишь ни какими ,,коврижками,,.........,не,ну в самом деле,не строить же инфраструктуру в пустующих деревнях,как строятся в Ки- тае пустующие города,но у нас нет тех бешеных денег.
Александр,54,Бобруйск
Пашин Р.Е, 50, Менск, умение читать---это одно,умение понимать и воспринимать прочитанное---это нечто другое,а при- нятие правильных мер реагирования на прочитанное и воспринятое---это уже из области профессионализма,компетен- ции и соответствия занимаемой должности,однако.
Александр,54,Бобруйск
Пашин Р.Е., тоже пенсионер пусть и антизаконный..., да,Франция борется с засильем голливуда и очень неплохо,как про- текцией,так и специальным советом по кинематографии,которому даны очень широкие государственные полномочия, вплоть до отказа показа,проката на территории страны любого фильма,любого.......... Подобные советы существуют не только во Франции и не считаются цензурой,которой нас кошмарили в СССР тотально,а наоборот,тем органом,который стоит на страже интересов своей страны. В нашей стране таким органом мог бы стать комитет по этике при минкульте с самыми широкими полномочиями.
Пашин Р.Е., по Экспертизам - Здоров, по МРЭК - бессрочная 2-я нерабочая группа "инвалидности"...
Александр,54,Бобруйск, согласен! Вот именно о некомпетентности руководства МК РБ я и веду речь - там нет ни одного профессионала в кинематографе, министр - политолог всего то...Как вести речь о каком то Совете в области защиты интересов страны и Нации в части Важнейшего из искусств?..

Как видится мне с момента встречи с Косинцем А.Н., тогда Вице-премьером в МК РБ, с августа 2006г. - и он согласился со мною и похвалил! - нужно не при МК создавать такие "советы",а реанимировать Госкино Беларусипо примеру Великого нашего советского кинематографа. И подчинять его надо напрямую Президенту страны - меньше воровать охотников будет и разрушать самое Государственность!..
пенсионер Александру,54, за 60, Россия
Я не могу согласиться, что советская цензура кашмарила меня и моих сограждан. В те времена я посещал все показы, недели  и месячники зарубежных фильмов. Спустя почти полвека, я утверждаю, что нам показывали лучшее. Сегодня мы утонули в бредовой жвачке типа звездных войн и Гарри Потера. А тогда мы смотрели действительно замечательные фильмы  из Франции, Италии и даже США.  Видимо, "кашмарившая" нас цензура выбирала лучшее. А об цензуре советского кино, лучше всех сказал А.Макаревич: "вчера посмотрел пролежавший 30 лет на полке фильм "Комиссар", пусть бы он там и  дальше лежал"
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?