Насколько развита служба такси в райцентрах — на примере Глубокого

На такси — в булочную, деревню и на базар с козой

Корреспонденты «СГ» заказали такси в Глубоком и выяснили, насколько развита эта служба в районах

Чем больше город, тем активнее развивается там служба такси. А как обстоят дела с этим в поселках, агрогородках, райцентрах? Бытует стереотип, что в небольших городках люди не нуждаются в их услугах: мол, и так все рядом. Или там велосипед все заменяет? А можно ли заказать такси в деревне, чтобы поехать, скажем, в ближайший выходной на базар? Одним словом, вопросы интересные. Далеко ли уедешь в райцентре без своей машины, корреспонденты «СГ» отправились выяснять в Глубокое.


Выходим из минской маршрутки на автовокзале — и сразу же к местным уточнять про такси. Интересно, что подскажут? Услышать совет, дескать, лучше воспользоваться автобусом или пройтись пешком, не довелось: несколько человек делятся с нами четырьмя цифрами — коротким телефонным номером местной службы извоза. Набираем. Девушка, выяснив наше расположение, рапортует: «Через 3—7 минут к вам подъедет белая «Шкода», ожидайте».

И в самом деле водитель

Сергей Хуцкий приезжает за считаные минуты. Просим отвезти нас по указанному адресу. Пока едем, расспрашиваем.

— График у меня отличный: сутки через двое, — поясняет Сергей. — Смена 12 часов с перерывами на отдых. В будний день выходит 30—40 заказов.

Водитель работает на сеть такси. В нее входит пять брендированных авто (три водителя на каждое) и около 10 машин ипэшников, которые подключены к общей базе.

По словам таксиста, он может отвезти из города в любую точку Беларуси:

— Мой самый дальний рейс — в Каменный Лог, на границу с Литвой, это почти 180 километров отсюда. Ездил и в минский аэропорт. Клиенту услуга обошлась в 180 рублей.

Но чаще всего заказы по городу. В поликлинику, школу, на работу... Посадка — 3 рубля, включая километр пути, а дальше по 90 копеек за километр. По городу средний чек — 3—7 рублей, по району — не больше 20.

Водитель Сергей Хуцкий.

Машины приезжают через 3—15 минут после заказа. В пятницу, субботу и воскресенье иногда даже не хватает такси, поэтому клиентам приходится подождать до получаса. Сергей аргументирует это ночной жизнью города. Бары, рестораны, агроусадьбы… Люди отдыхают, а добираться до дома предпочитают с комфортом.

— Заплатил 10 рублей, и не надо выбирать, кто будет трезвым водителем, — резонно замечает он.

В будни ночью тоже ездят — на заправку. Магазины закрываются, и жаждущие немедленно что-то купить отправляются именно туда. В темное время суток с такими заказами, по словам таксиста, можно заработать больше, чем за день.

Наконец мы раскрываем карты: кто такие и о чем планируем написать. Сергей предлагает подбросить нас в контору своей организации и отпустить его на заказы: все-таки рабочее время идет.

В офисе водители отмечаются в начале и в конце трудового дня. Перед работой они получают допуск на вождение и освидетельствование. Здесь у них измеряют температуру, давление, уровень алкоголя в крови, проверяют техническое состояние автомобиля. В конце смены таксисты возвращаются сюда, чтобы сдать выручку.

Коллега Сергея, Руслан Доледутко, как раз возвращается со смены. Первый вопрос о ней.

— Отработал без происшествий с 9 вечера до 9 утра, — делится водитель. — Вечерние и ночные заказы: половина — на заправку, половина — из гостей домой. С раннего утра — на работу. Город рабочий, вопрос о том, как доехать до нужного места, актуален, и мы помогаем его решить.

Водитель Руслан Доледутко.

Для примера Руслан берет среднестатистическую семью. Вызывает она утром такси. Мама едет на работу в больницу, папа — на комбинат, а потом доходит очередь до ребенка, которому нужно в школу. За такую поездку выходит примерно 7 рублей. Вечером все возвращаются, как правило, на маршрутке. Выходит, утреннее время ценят больше.

Из деревень заказы поступают в основном в выходные. Был случай, когда парень из сельской местности заказал машину в известном онлайн-сервисе такси, но там не захотели его везти: возвращаться пришлось бы пустыми. А местная компания согласилась. Интересно, здесь в принципе могут отказать клиенту?

— Да, если человек неадекватен или отказывается платить, — рассказывает Руслан. — Тогда везем в РОВД. Но в основном на месте разбираемся: как только звучит слово «милиция», деньги появляются.

К диалогу присоединяется напарница Елена:

— Как-то везла пьяную дамочку. Она пристала с вопросом: «Почему мы едем по такой неровной трассе?» Остановилась, открыла дверь и показала почему.

За год работы службы такси поступила только одна официальная жалоба: девушке не понравился маршрут, по которому ее повезли, из-за чего она переплатила 30 копеек. Клиентку обслуживают до сих пор, ни в какой черный список не вносили, просто заранее выясняют путь следования.

В целом, улыбается Елена, без претензий не бывает. То дорога не такая, то ямы, то музыка не нравится, то окно открыто, то кондиционер сильно дует. С кем-то таксисты шутят, с кем-то приходится говорить на повышенных тонах — успокаиваются. Пьяные все время хотят пообщаться. Чего только не касаются: от развода с женами до политики.

— Идеальный клиент? — уточняет Елена. — Наверное, дети. Их посадили, сели молча и спокойно доехали.

В машине ведется аудио- и видеозапись, чтобы не было проблем и всегда были доказательства. Например, один раз клиентка утверждала, что забыла в такси мобильный. Но по камерам было видно: в машину садилась уже без него.

Почему люди пользуются услугами такси, а не общественного транспорта, ведь перевозки на нем дешевле?

— Четверым с багажом проще и дешевле заплатить 5 рублей и проехать на такси, чем ждать на остановке маршрутку за 1,25 рубля, — парирует Руслан Доледутко.

А что по поводу конкурентов? В Глубоком два предпринимателя работают сами на себя. Цены на перевозки у них в 1,5—2 раза дороже, чем у сетевика, поэтому клиенты отдают ему предпочтение.

— У нас от автостанции до больницы в среднем 6 рублей, у конкурентов — 10, — приводит пример Елена. — Плюс в популярном приложении заказа такси (которое, к слову, в городе не работает, но все же) корректировать маршрут нельзя, а у нас можно изменить его по ходу движения.

Интересно, а что необычного случалось за время работы?

— Однажды мужики хотели козу в такси перевезти, — вспоминает Руслан. — Про кур вообще молчу — частое явление. Один раз везли их в пакете. Сначала не понял, кто кудахчет в машине, а как дошло до меня, смирился. Не высаживать же человека! Бывает, собак в ветеринарную клинику надо отвезти. В переноске еще нормально, но когда животное размером со стиральную машину, куда его?

Кстати, аналогичные службы автоперевозок работают в 25 районных центрах страны. Так что наши люди тоже учатся ездить в булочную на такси. И это хорошая тенденция — значит, есть деньги.

Между тем потребителю услуг также нужно быть внимательным. Далеко не всегда автомобиль и водитель в такси безопасны. К примеру, в столице недавно проходили профилактические мероприятия «Такси», направленные на пресечение нарушений правил дорожного движения. Сотрудники ГАИ выявили 1049 нарушений, из них 224 связаны с эксплуатацией автомобилей, у которых есть технические неисправности. У восьми таксистов не было прав управления транспортными средствами, 22 превысили скоростной режим движения, одного задержали в состоянии алкогольного опьянения.

В ТЕМУ

Нелегальным перевозчикам грозит штраф и конфискация авто

Работники инспекций Министерства по налогам и сборам на постоянной основе проводят рейды по выявлению и пресечению фактов нарушения физлицами законодательства (деятельность без государственной регистрации) в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси. В МНС напоминают, что в случае неоднократного нарушения закона арест на автомобиль налагается вне зависимости от того, кто является его собственником.

Например, недавно выявили, что житель Копыля перевозил пассажиров без госрегистрации. Нарушитель, несмотря на неоднократные предупреждения и привлечение к ответственности, продолжил нелегальные перевозки. В итоге на его авто наложили арест, а ему самому назначили еще один штраф. Всего же с начала года в Минской области выявили 112 фактов нарушения действующего законодательства. Наибольшее количество — на территории Копыльского района и Заславля.

Ответственность за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации предусмотрена ч. 2 ст. 13.3 КоАП в виде наложения штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения, а также до 100 процентов от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter