На свой страх и риск

Колхоз "Восход" Октябрьского района готовится к обширной реформе.
Колхоз "Восход" Октябрьского района готовится к обширной реформе. Внутренней. "Начало положено, - рассказывает его председатель Александр Быхан. - Мы уже перевели колхозников на сдельную и премиальную форму оплаты труда. В результате доярка может получать у нас 220 - 260 тысяч рублей, примерно столько же - занятые на кормоуборке механизаторы, работники ферм - около 110 тысяч рублей. Теперь постепенно переходим к созданию внутри хозяйства нескольких хозрасчетных подразделений. Планируем, что ими станут механизированный отряд с агрономной службой, животноводческий комплекс по откорму и выращиванию скота, молочнотоварное производство. По идее, они должны сами обеспечивать себя за счет вырученных средств от своей деятельности. Мехотряд, например, будет заготавливать корма и продавать их нашим подразделениям. Деньги, которые они за это получат, пойдут на закупку ГСМ, запчастей, зарплату. Впрочем, на словах такие преобразования легче, чем на практике. Очень многое неясно в этом тяжелом процессе, нет отработанного или хотя бы четкого теоретического механизма. Но по старой схеме хозяйствования мы работать уже не можем и не хотим".

В этом году все 12 хозяйств Октябрьского района намечено преобразовать согласно той или иной модели реформирования из числа предложенных государством. Помимо колхоза "Восход", еще одно хозяйство пойдет по пути создания хозрасчетных подразделений, три отдадут в аренду нынешним руководителям, одно подлежит банкротству, а остальные подвергнутся переспециализации. Казалось бы, процесс пошел. Но...

"Нас сдерживают многие неясности в моделях реформирования, - сетует председатель Октябрьского райисполкома Иван Паршута. - Например, мы видим большую перспективу в том, чтобы отдать совхоз "Краснослободский" в аренду с правом последующего выкупа его руководителю. Однако можно ли это делать? В законодательстве такого варианта не оговорено. В седьмой модели реструктуризации предлагается передавать хозяйство в аренду с правом последующего выкупа юридическому лицу. А про физических лиц - ни слова. И это - не единственная неопределенность".

Сложно сегодня говорить и об эффективности существующей процедуры банкротства. На несостоятельное сельскохозяйственное предприятие с согласия кредиторов подают в хозяйственный суд о признании его банкротом. Затем в этот колхоз или совхоз назначается управляющий со стороны (который, как показывает практика, чаще наведывается в хозяйство за зарплатой, нежели по делам). Подразумевается, что в течение 3 последующих лет хозяйство наладит производство и рассчитается с долгами. Но вот вопрос - каким образом идущий "на дно" колхоз вдруг "расправит крылья" и перестанет быть хронически убыточным через 3 года? Ведь без инвестиций это невозможно, даже если новый руководитель семи пядей во лбу.

Вариант деления колхозов на паи сегодня тоже неясен, потому в районах не хотят даже задумываться о таком варианте реформирования. Можно разделить поровну землю, но как разделить технику и производственные помещения? Парадокс, но из-за ежегодных переоценок основных фондов старый трактор стоит сегодня дороже нового! И как быть с долгами, накопившимися у хозяйства?

Надо признать: правовой механизм реорганизации сельского хозяйства не отлажен.

Другой момент. Последние 5 лет сельское хозяйство Октябрьского района не может обеспечить даже минимального уровня государственного заказа, не говоря уже о нормальном экономическом развитии отрасли. Причина - хронические неурожаи. У старожилов сложилось устойчивое убеждение, что после тотальной мелиорации и последствий постепенного старения и разрушения мелиоративной системы климатические условия в регионе кардинально изменились. Засухи, майские морозы, мягкие зимы привели к тому, что существующая специализация аграрного сектора себя не оправдывает.

Что и как выращивать в дальнейшем, чтобы иметь хоть какую-то отдачу, - на этот вопрос ответа пока нет. Октябрьский райисполком неоднократно обращался в сельскохозяйственные НИИ республики с просьбой подсказать оптимальную специализацию в новых условиях. Ученые неизменно отвечали: "Подождите, мы смоделируем ваши условия, проведем испытания и тогда..." С каждым годом октябрьские аграрии все меньше верят, что когда-нибудь получат долгожданные рекомендации. В результате в этом году опять на свой страх и риск решили пересмотреть специализацию самостоятельно. Но "толковую" переспециализацию без инвестиций не сделаешь. Для того, чтобы что-то получить, надо что-то вложить.

На реформирование сельского хозяйства нужны деньги, и немалые. Потому что любая реорганизация, любое новое дело требуют вложения капитала. Без инвестиций, без отлаженных правовых механизмов реформа на селе так и останется заветной, но несбывшейся мечтой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter