На своей волне

О гидроциклах...
На воде надо быть внимательными, внушают нам родители, спасатели. Но тонут не только те, кто, презирая правила, плавает пьяным или в порыве лихачества ныряет с обрыва. Но и мирно плескающиеся отдыхающие, которых в упор не замечают владельцы гидроциклов.

Этим летом не вернулась с Азовского моря 47–летняя москвичка. На серфингистку наскочил 37–летний местный аквабайкер. Ранее в Ленинградской области гидроцикл задавил школьницу. 44–летней жительнице Питера, которая, спасаясь от жары, опустила ноги в Грибоедовский канал, аквабайк почти оторвал ступню...

Подобных трагедий, увы, немало. На интернет–форумах вовсю обсуждают тему, как спастись от гидроциклов. Моя землячка, вернувшаяся с моря, сетовала: некий «джигит», заигрывая, нарезал вокруг нее круги. Просьбы отъехать игнорировал. Обещания пожаловаться в полицию его веселили. Неужели совсем нет мозгов, горячилась Катя. Не понимает, что играет своей жизнью и чужой!

Другая с ужасом вспоминала, как ее, начинающую серфингистку, чуть не утопил лихо развернувшийся рядом парень на аквабайке, упивавшийся собственной значимостью. В интернете ей советовали: надо было двинуть его доской по «кумполу». Были рекомендации похлеще: «Пора выпускать футболки «Убей гидроциклиста».

Официальной статистики, сколько трагедий происходит у нас по вине аквабайкеров, я не нашла. Зато выяснила: по данным береговой охраны США, около 40 процентов всех ЧП на воде связаны именно с гидроциклами. Подумалось: какое счастье, что у нас водных байков пока мало. Все ж недешевое удовольствие. Вспомнилось: лет десять назад и я гоняла на гидроцикле. Ради газетной рубрики «Испытано на себе». Мне повезло: владелец одного из первых на Могилевщине аквабайков — парень адекватный. Плавал вдали от отдыхающих. По правилам: спасательные жилеты, разумная скорость. Перед тем как взять меня пассажиром, долго инструктировал: видишь, что сейчас байк подпрыгнет на волне, привстань... 

Держись крепче, чтобы не вылететь на повороте. Увы, не все аквабайкеры правильные. На Могилевщине одного уже привлекли к ответу. В суде дама божилась: к рыбаку не приближалась, хотя он, психанув, что гидроцикл распугивает рыбу, запустил в нее бутылкой. Но очевидцы утверждали: она подлетела к рыбаку, ругалась, а после резко рванула с места и зацепила пришвартованную лодку. Тот не удержался, упал в воду и утонул. Экспертиза нашла на лодке характерные повреждения. Даму признали виновной в нарушении правил безопасности движения маломерных судов, повлекшем по неосторожности смерть человека, и приговорили к ограничению свободы на три года без отбывания наказания в исправительном учреждении. Правда, обязали выплатить близким погибшего компенсацию — почти 30 миллионов рублей.

Контролировать гидроциклистов должны сотрудники инспекции по маломерным судам. Стараются. Но в штате Могилевской областной инспекции их всего трое, включая начальника (в стране специалистов всего 37). А рек, озер и водохранилищ — не перечесть. Вот и чувствуют себя аквабайкеры, коих на Могилевщине официально 40 человек, вольготно. Иные катаются, не пройдя специальные курсы, не получив права. Штрафы смешные — 50 — 200 тысяч рублей. Начальник инспекции по Могилевской области Вячеслав Кравченко признался: этим летом наказали семерых. Носились, хвастаясь байками, вблизи оживленных пляжей... Несколько лет назад даже вызывали на помощь коллег из ГАИ, пытаясь изловить гидроциклиста. Тот был так пьян, что даже не заметил, как выскочил на берег. Хорошо, не случилось трагедии.

Кравченко уверен: техосмотра и курсов недостаточно, чтобы хозяева байков научились вести себя на воде правильно. Ведь гидроцикл мощностью, к примеру, 225 лошадиных сил может нестись со скоростью 110 километров в час. А остановить или развернуть его сложнее, чем обычное авто. Многие владельцы этого не осознают, считают гидроцикл игрушкой для отдыха. Кравченко настаивает, и я с ним солидарна, — чтобы урезонить лихачей, надо ужесточить ответственность владельцев маломерных судов за нарушения правил пользования. Четко ее разграничив. Летит аквабайкер по прибрежной полосе едва ли не по головам плавающих — оштрафовать на приличную сумму и лишить права управления минимум на два года. Инспектора уже направили рекомендации в генеральную и транспортную прокуратуры. Хочется верить, их услышат.

Советская Белоруссия №144 (24281). Вторник, 6 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter