На свободу с чистой совестью

Около 4.
Около 4.000 осужденных к различным срокам лишения свободы и к ограничению свободы граждан покинут досрочно в начале 2004 года "места не столь отдаленные". Сроки примерно 17 тысяч осужденных будут сокращены на 1 год. Как ожидается, именно так произойдет после принятия парламентом Закона "Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления". Напомним, что соответствующий законопроект, подготовленный Советом Министров, Президент направил в конце минувшей недели в Палату представителей Национального собрания.

По сообщению пресс-службы Президента, амнистия (пятая по счету в истории суверенной Беларуси) приурочена к 60-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Амнистия будет применена в отношении отдельных категорий лиц, совершивших преступления, но не представляющих опасности для общества.

Принимавший участие в разработке законопроекта заместитель начальника Комитета исполнения наказаний при МВД полковник Александр Пастушеня рассказал, что амнистия станет гуманным шагом государства по отношению к осужденным, совершившим менее тяжкие преступления, осознавшим свою вину и имеющим при этом определенные социальные льготы. Речь прежде всего идет о престарелых заключенных, несовершеннолетних матерях, инвалидах, лицах, получивших ранения и увечья при прохождении военной службы, в том числе при исполнении интернационального долга. Именно поэтому, как полагают в пенитенциарном ведомстве, гуманная акция не обернется ухудшением криминогенной обстановки в стране. По словам А.Пастушени, опыт показывает, что назад за решетку со временем возвращается не более 2 - 3 процентов амнистированных. Амнистия-2004, кстати, не распространяется на лиц, ранее амнистированных или помилованных, но затем совершивших умышленное преступление. Под действие законопроекта не попадают и те осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена на лишение свободы либо пожизненное заключение. Не подлежат амнистии и осужденные, злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, "пожизненники", а также допустившие особо опасный рецидив преступлений. Общество может быть спокойно: ничего не светит в плане амнистирования и заключенным, представляющим большую опасность. В то же время осужденные, не представляющие общественной опасности, получат свободу или им будет снижен срок отбывания наказания.

Немаловажно, что принятие законопроекта "Об амнистии..." повлечет экономию бюджетных средств в сумме 450 миллионов рублей. Ожидается также, что снижение загруженности пенитенциарных учреждений позволит более успешно бороться с распространением в тюрьмах и колониях ВИЧ-инфекции, туберкулеза, вирусного гепатита, других опасных заболеваний.

Применение амнистии не означает, что государство, дав свободу примерно 4 тысячам осужденных, тут же бросит их на произвол судьбы. "Законопроектом предусматривается оказание им помощи по трудоустройству со стороны исполнительной власти, - говорит Александр Пастушеня. - Будет оказана социальная помощь амнистированным несовершеннолетним матерям, инвалидам. Пожилые люди из числа амнистированных при необходимости получат приют в домах престарелых. Мы рассчитываем, что практически все амнистированные смогут найти работу. Во всяком случае, работа будет предложена им местными центрами занятости".

Амнистированным в начале 2004 года осужденным, надеемся, особое отношение государства будет обеспечено. Но Александр Пастушеня и его коллеги по системе исполнения наказаний реально оценивают ситуацию и считают, что предстоящая амнистия - очередной повод обратить внимание общества на проблемы возвращения недавних заключенных к нормальной жизни. Как известно, "свобода - осознанная необходимость, данная нам в ощущении". И если вчерашний зэк, столкнувшись с трудностями вольной жизни, вновь свернет на кривую дорожку, удержать его от этого шага в нынешних условиях будет очень трудно. Ведь как ни парадоксально, больше всего судьба многих освободившихся (и не только по амнистии) заключенных волнует отнюдь не их "дружков" и родственников, а... милиционеров и сотрудников исправучреждений. Центров ресоциализации и реабилитации бывших осужденных у нас в стране совсем негусто. Общественных организаций, занимающихся проблемами адаптации освободившихся, - по пальцам пересчитать. Распространенное в советские времена шефство предприятий над "детскими" колониями существует лишь на бумаге. Нередко сталкиваются экс-осужденные и со всевозможными бюрократическими проволочками. Для них нередко даже прописку восстановить - целая "эпопея". А без прописки нынче на легальную работу не устроишься. Хорошо, если в течение 2 - 3 месяцев, пока оформляются все необходимые для прописки документы, есть кому поддержать - материально и психологически - вчерашнего "сидельца". А если нет? Многие при таком раскладе теряются, ломаются, спиваются... И кто подсознательно, а кто вполне целенаправленно вновь стремятся назад за решетку - туда, где есть гарантированная "пайка", чистое белье, врачебная помощь. Где "гражданин начальник" решает все за тебя. Как результат - рецидив. Может, из-за равнодушия чиновников и чрезмерной ретивости некоторых стражей порядка (у них, как известно, к ранее судимым отношение всегда предвзятое) жесты доброй воли вроде амнистий, помилований, условно-досрочных освобождений должного эффекта не имеют? Посудите сами: в СИЗО, исправительных и воспитательных колониях, спецкомендатурах (в простонародье - "на химиях") содержится сейчас более 52 тысяч человек. Если считать по количеству заключенных на 100 тысяч населения, то это 5-й показатель в мире и 3-й - в Европе. Ситуация постепенно исправляется (еще недавно Беларусь уступала по печальному показателю только Соединенным Штатам и России), но перегруженность мест лишения свободы составляет 21 процент. И вполне прогнозируемо, что освобожденные амнистией-2004 места на нарах вскоре будут заняты. Такими же "не представляющими опасности для общества" зэками.

"Даже в новой редакции Уголовного кодекса юристы-разработчики не отошли от многих стереотипов. По-прежнему за мелкие преступления у нас предусмотрено наказание лишением свободы. В то время как в европейских странах ограничиваются крупными штрафами", - констатирует Александр Пастушеня. А еще, как отмечает заместитель начальника КИН, занимаясь решением проблем перегруженности пенитенциарных учреждений, роста преступности, мы должны думать о будущем. "Во многих гуманитарных вузах страны готовятся тысячи юристов. Но почему тогда население в массе своей так вопиюще юридически безграмотно? Почему мы не видим правоведов в школах? Учим детей математике, языкам, а правовой грамоте - нет. А ведь многие ребята не попали бы на скамью подсудимых, если бы получили знания по предмету "Правоведение" еще до 16 лет, когда, как известно, наступает уголовная ответственность за совершенные преступления. Или еще раньше. Мне кажется, что этот аспект необходимо учесть при разработке государственной программы по предупреждению молодежной преступности. И подойти к проблеме со всей ответственностью, внедрить в школьную программу буквально с младших классов предмет "Правоведение". Тогда и не будут попадать за решетку те, кого приходится сегодня амнистировать". Что ж, хочется надеяться, что это мнение юриста-практика разделяют не только в силовых ведомствах. Пришла пора внедрять новые подходы в воспитании законопослушных граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter