На суше и на воде.

Десять лет несет на Гомельщине вахту единственное в республике подразделение береговой охраны Государственного пограничного комитета

Десять лет несет на Гомельщине вахту единственное в республике подразделение береговой охраны Государственного пограничного комитета

В Лоевском районе находится база подразделения, а место службы — граница с Украиной по реке Днепр протяженностью 120 километров да еще по суше 60 километров. Тот факт, что значительная часть контролируемой территории — водная, накладывает свой отпечаток на характер службы. Пограничникам надо уметь управлять катером, хорошо знать каждый участок реки, каждый изгиб ее русла, глубину каждого квадрата. Да и общефизическая подготовка должна быть на уровне, ведь возможный инцидент на воде — это вам не на суше... По крайней мере, плавать надо уметь отменно.
— А потому у нас особый подход к подбору кадров, — говорит начальник отдела береговой охраны Дмитрий Уклейко. — Обязательным условием для потенциальных соискателей является образование, полученное в речных учебных заведениях, и, конечно, желание служить своей стране.
— Чтобы стать хорошим командиром катера, — делится секретами Дмитрий Николаевич, — пограничник должен не один год прослужить в подразделении, иметь в послужном списке долгие месяцы службы в нарядах на воде.
Есть в отделе и свои асы этого дела — мичманы Виктор Шамело, Александр Козерожец, главный корабельный старшина Денис Моисеенко, на счету которых десятки задержаний нарушителей. “Подрулить” к тем, кому закон не указ, они умеют в самый “неподходящий” момент и обстановку создать такую, что нарушителям ничего не остается, как сдаться пограничникам. Минувшей весной, например, были задержаны два украинских бизнесмена, решившие погулять по Днепру на моторной лодке. Прогулка сопровождалась неуемным употреблением спиртного. В результате мужчины потеряли ориентир и оказались на белорусской стороне. Их задержали, в соответствии с белорусским законодательством конфисковали плавсредство и находившиеся в лодке охотничьи ружья.
— С прошлого года, когда в нашей стране ужесточились меры наказания за нарушения законодательства по охране государственной границы с использованием технических средств, — говорит старший помощник начальника отдела береговой охраны Александр Дежко, — желающих преступить закон заметно поубавилось.
И в целом случаи нарушения границы, комментируют собеседники, единичны — с начала нынешнего года всего их зафиксировано три.
Второй из них также из разряда нелепых. Молодая девушка, жительница одного из прибрежных сел Лоевского района, накануне женского дня 8 Марта отправилась по тонкому льду на другой берег в гости к дядюшке. Там ее встретили украинские пограничники, оформили документы о нарушении украинской границы. И на белорусском берегу молодую особу ждала аналогичная процедура. А девушка так и не смогла вразумительно ответить, зачем ей понадобилось нарушать границу, да еще по хрупкому льду, что могло привести к трагедии... А вот гражданин Грузии, футболист, игравший за команду Высшей лиги Украины, разработал план возвращения в страну после того, как истекла виза и его выдворили. Ему казалось, что это не составит большого труда. Но парень очень ошибся, что и признал впоследствии. Прилетев в аэропорт Минска, он на перекладных добрался до Лоевского района и под покровом ночи, используя фонарик в качестве сигнального средства, стал ждать, когда за ним с другого берега Днепра придет лодка. Совсем как в “Тамани” Лермонтова. Но если контрабандистам удалось уйти от преследования береговой охраны, то в нашем случае белорусские пограничники футболиста задержали.
Чаще нарушения пограничного режима происходят из-за того, что люди теряют ориентир или браконьерствуют. Тут уже адекватность применяемых мер к нарушителям определяется серьезностью совершенного. Представители службы рассказали и о том, что нередко пограничникам с риском для  своей жизни приходилось спасать в реке с быстрым течением тонущих нарушителей.
  В этом подразделении второй по важности после человеческого фактора — фактор технический. То есть катера непременно должны быть самыми современными, иначе за нарушителями не угнаться. В последние годы здесь появились и катера на воздушной подушке, удобные для применения в зимний период. Недавно “гараж” плавсредств  пополнился двумя современными моторными лодками “Шквал”, обладающими высокой скоростью движения и хорошей маневренностью. К Новому году коллектив отряда надеется справить новоселье — готовится к сдаче административное здание, где будут созданы хорошие условия для работы и отдыха пограничников.  И жилье в Лоеве выделяют пограничникам и их семьям. К подразделению, добросовестно исполняющему свой долг перед страной, единственному в своем роде, в районе относятся с уважением, говорят: пограничники заслужили, чтобы мы о них позаботились.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter