На стыке ведомств – горячо

Поэтому именно на таких участках необходимо сообща противодействовать бюрократизму. Так считает заместитель министра юстиции Республики Беларусь Александр СИМОНОВ, у которого «Р» взяла интервью

Поэтому именно на таких участках необходимо сообща противодействовать бюрократизму. Так считает заместитель министра юстиции Республики Беларусь Александр СИМОНОВ, у которого «Р» взяла интервью. 

— Наши читатели отмечают значительное улучшение работы нотариальных контор. «Р» 1 марта с.г. в статье «Воскресный нотариус» рассказала о ценном опыте работы нотариальной конторы № 1 г. Могилева. Примечательный факт: ни одной жалобы на работу нотариусов редакция нашей газеты в последнее время не получала. То есть, можно сказать, что эта структура не на словах, а на деле борется с бюрократизмом, внедрившимся в  государственные органы. Вы согласны с этим, Александр Анатольевич? 

— Действительно, все больше благодарностей появляется в книгах замечаний и предложений государственных нотариальных контор, поступают они и в Министерство юстиции, другие государственные структуры. 

Женщина (а 93 процента от всего числа нотариусов  – представительницы прекрасного пола) по своей природе созидатель, поэтому, как правило, волокита, бюрократизм — это не ее качества. Однако не буду отрицать, что все-таки отдельные нотариусы проявляют  некомпетентность и расхлябанность. Но эти факты единичны и не должны заслонять тот огромный труд, который осуществляет нотариат республики в целом. Каждый же факт ненадлежащей работы нотариуса получает жесткую принципиальную оценку в Министерстве юстиции. А с нерадивыми работниками, не реагирующими на требования главы государства о дебюрократизации, расстаемся. 

Хотел бы напомнить, что нотариусы активную борьбу с коварным социальным злом начали раньше, чем другие государственные органы. Начало процессу дал Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 года № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий». 

Впервые в стране взаимоотношения граждан и должностных лиц государственного аппарата были урегулированы в соответствии с заявительным принципом одного окна. Так, теперь по сложным нотариальным действиям люди приходят к нотариусу дважды: первый раз, обращаясь с просьбой об удостоверении определенных действий, второй – забирая изготовленный документ. Гражданам необходимо предоставить нотариусу лишь документы, удостоверяющие их личность, дееспособность, полномочия  на  совершение  таких действий от имени и в интересах других лиц. Несложные нотариальные действия совершаются нотариусами в момент обращения гражданина, т.е. в соответствии с заявительным принципом одного окна. 

— Видимо, и собственных наработок немало у Министерства юстиции, курирующего и направляющего работу нотариата? 

— Нами постоянно изыскиваются пути совершенствования деятельности нотариата по оказанию услуг населению, обеспечению оперативного и качественного обмена информацией при нотариальном обслуживании населения. Так, совместно с Государственным комитетом по имуществу мы уже завершили процесс внедрения в нашей стране электронного обмена информацией, необходимой для совершения нотариальных действий с недвижимым имуществом, между государственными нотариусами и регистраторами территориальных организаций по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. С внедрением электронного документооборота в работе указанных органов значительно упростился процесс обработки информации. 

Чтобы повысить оперативность нотариальной деятельности, Министерством юстиции разработаны и утверждены Нормы времени на совершение нотариальных действий государственными нотариальными конторами. Это усиливает возможность контроля оперативной обстановки в нотариате республики, позволяет наиболее объективно оценивать нагрузку в конкретном подразделении нотариата. Своевременно принимать меры по исключению очередей в государственных нотариальных конторах путем перераспределения личного состава. 

— Александр Анатольевич, практика показывает, что прорехи, а то и бюрократические нарывы образуются на стыке ведомств. Чтобы заняться соответствующим лечением, необходимо ведомствам объединять и координировать усилия. Какие вы можете привести положительные примеры взаимодействия с государственными органами по борьбе с бюрократизмом и волокитой в реализации прав и интересов граждан? 

— Министерство юстиции и Министерство по налогам и сборам в июне с.г. провели совместное совещание. По его итогам двумя ведомствами принят ряд мер по совершенствованию взаимодействия нотариусов и налоговых органов по исключению очередей, дальнейшему сокращению сроков обслуживания граждан, а также более эффективному обеспечению налоговых интересов государства. 

В процессе обмена мнениями мы установили, что очередеобразующим фактором при посещении гражданами налоговых органов явилось то, что для исполнения запроса нотариуса по справке, необходимой для совершения нотариального действия по отчуждению недвижимого имущества, законодательством установлен двухнедельный срок, а при посещении налогового органа самим гражданином срок выдачи справки – 5 дней. Поэтому часть граждан стала обращаться в налоговые органы, минуя нотариуса. 

По предложению Министерства юстиции по итогам совещания коллегия Министерства по налогам и сборам  приняла решение, в соответствии с которым запросы нотариусов о выдаче справки также должны исполняться налоговыми органами в течение 5 рабочих дней со дня их поступления. В настоящее время запросы нотариусов о выдаче справок исполняются налоговыми органами в тот же пятидневный срок, как и для гражданина. Если же для получения справки требуется специальная проверка или истребование дополнительных сведений, то действует общий двухнедельный срок исполнения запроса нотариуса, установленный законодательством для всех государственных органов и иных организаций. Сообща мы нашли решение еще одного проблемного вопроса взаимодействия указанных госорганов. В соответствии с Указом № 220 за истребованием нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, вправе обратиться любой участник сделки. На практике зачастую к нотариусу обращается не собственник отчуждаемого недвижимого имущества (покупатель, одаряемый). В таких случаях при подготовке справки об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость налоговым органам может потребоваться дополнительное время на установление фамилии, имени, отчества, адреса места жительства собственника недвижимого имущества. Министерством юстиции 19 июля принято постановление «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия». В соответствии с ним при обращении к нотариусу за совершением нотариального действия нотариус при направлении запроса в налоговый орган должен дополнительно указывать в нем сведения, установленные из представленных нотариусу документов либо сообщенные лицом, обратившимся устно, о контактном телефоне обратившегося лица, фамилии, имени, отчестве собственника недвижимого имущества, адрес его места жительства. Сообщение  такой информации позволит налоговым органам оперативно и своевременно установить факт отсутствия у собственника недвижимости задолженности по налогам либо информирования собственника о необходимости погашения ее. 

Несомненно, конструктивная позиция Министерства юстиции и Министерства по налогам и сборам должна стать примером для всех республиканских органов государственного управления. Только  совместными усилиями мы преодолеем бюрократизм, обеспечим оперативность, эффективность и экономичность работы государственного аппарата. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter