На стыке эпох и дорог

Полтора часа на самолете или почти сутки в поезде на юг от Астаны — и мы в солнечном Таразе. Советский зритель наверняка помнит этот город как Джамбул. Именно он был родиной героя известного фильма «Джентльмены удачи» Василия Алибабы. Сыгравший его роль актер Раднэр Муратов мечтательно говорил: «Хочу в Джамбул, там тепло, там мама». Жители 380-тысячного Тараза не забыли этот факт и на базарной площади установили памятник Доценту, Косому и Василию Алибабаевичу. Но родному городу вернули историческое название. А область осталась Жамбылской.

Корреспондент «Белорусской нивы» побывала на дне рождения Астаны, южной границе Таможенного союза и в главном мавзолее всех мусульман.

Полтора часа на самолете или почти сутки в поезде на юг от Астаны — и мы в солнечном Таразе. Советский зритель наверняка помнит этот город как Джамбул. Именно он был родиной героя известного фильма «Джентльмены удачи» Василия Алибабы. Сыгравший его роль актер Раднэр Муратов мечтательно говорил: «Хочу в Джамбул, там тепло, там мама». Жители 380-тысячного Тараза не забыли этот факт и на базарной площади установили памятник Доценту, Косому и Василию Алибабаевичу. Но родному городу вернули историческое название. А область осталась Жамбылской.

(Продолжение. Начало в номере за 30 июля.)

Из XXI века — в XIII!

Как свидетельствует история, Тараз еще до нашей эры был развитым культурным и экономическим центром. Оно и неудивительно: город обосновался на одной из дорог Великого шелкового пути, и здесь издавна жили, торговали и занимались ремесленничеством представители разных народностей. Их потомки и сегодня, вскапывая огороды или прокладывая коммуникации, находят старинные китайские и европейские монеты, остатки керамической посуды и украшения, которые носили модницы не менее двух тысяч лет тому назад.

Потому все экспонаты местного краеведческого музея только подлинные. Более того: научный сотрудник музея Анна Грокошева провела нас по средневековой улице Тараза, которую, можно сказать, случайно обнаружили во время строительных работ чуть ли не в центре города. Архитекторы бережно расчистили каменные мостовые от мусора цивилизации, и сегодня каждый желающий, спустившись на пол-этажа вниз, может пройтись по древней улице, которая приведет его к такой же старой мечети.

— Нижняя кладка фундамента этого здания относится к VIII веку нашей эры. А в целом мечеть считается памятником архитектуры XII—XIII веков, — поделилась Анна.

По мусульманскому обычаю, сняв обувь, мы зашли внутрь. И сразу ступили на мягкий ворс ковров. Как рассказал служащий там мулла, ковры мечети подарили посетители, которые считают, что эти священные стены могут еще и исцелять. Для верующих большое счастье даже просто взглянуть на найденные здесь полуистлевшие страницы древнего Корана!

О любви Айша-биби сложено три десятка легенд

Сегодня в Таразе и его окрестностях восстанавливают разрушенные мавзолеи, причем деньги на это выделяет не только государство, но и обычные граждане, в том числе соотечественники из-за рубежа. Один из памятников — Айша-биби — датируется XI—XII веками и взят на учет ЮНЕСКО. Тот, кому посчастливилось хоть раз его увидеть, наверняка подтвердит: от необычного и разнообразного каменного «ажура» здания просто перехватывает дыхание!

О строительстве мавзолея, уточнила Анна Грокошева, достоверных сведений не осталось. Но при этом сохранилось 28 версий легенды о казахской девушке Айша-биби, в честь которой он был возведен.

— Согласно самой распространенной из них, Айша-биби и правитель Тараза Карахан Мухаммед полюбили друг друга. Однако шейх, который воспитывал девушку, не дал согласия на их свадьбу. Тогда Айша-биби, взяв с собой сорок служанок, бежала в Тараз. Но буквально в нескольких километрах от города на берегу реки Аса ее укусила змея, спрятавшаяся в одежде. Укус оказался смертельным… В память о своей невесте Карахан построил мавзолей невиданной красоты. И вот уже которое столетие сюда приходят люди, чтобы полюбоваться необычным строением и загадать желание. Говорят, если очень верить, оно обязательно сбудется.

«Ищем партнеров в Беларуси!»

Сегодня Тараз тоже находится на пути большой и еще строящейся трассы международного значения — из Западной Европы в Западный Китай. Когда эта магистраль заработает в полную силу, уверены жители региона, экономический потенциал Жамбылской области возрастет. Но и сейчас здесь реализуется немало программ по модернизации старых и открытии новых производств. Один из таких примеров — запуск ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз» — предприятия по первичной обработке шерсти, которое входит в список проектов, реализуемых в рамках программы индустриально-инновационного развития Казахстана.

— Установленное здесь современное оборудование французского производства позволило намного повысить качество выпускаемой чесаной и мытой шерстяной ленты — ТОПСа — и встать на одну ступеньку с мировыми производителями такого вида продукции, — рассказал директор предприятия Болат Момышев.

Сегодня ТОПС из Тараза идет в Италию, Францию, Марокко, Германию. Мощности предприятия позволяют выпускать более тысячи тонн шерстяной ленты в год. На втором этапе строительства планируется расширить производство и завершить его к 2015 году.

— Для реализации намеченных планов ищем инвесторов и партнеров, в том числе и в Беларуси, — отметил Болат Момышев. — Я даже сам отправлял заявки на государственные сайты вашей республики, но ответов не получил. Но точно знаю: в Беларуси много предприятий, которые хотели бы получать нашу пряжу. Мы готовы сотрудничать на разных условиях, в том числе приобрести и акции ваших фабрик.

В Казахстане ценят белорусскую технику

Сырья для развития топсового производства в Казахстане хватает: овцеводством здесь занимаются испокон веков. Скажем, в Жуалынском районе, население которого составляет 40 тысяч человек, насчитывается около 200 тысяч овец.

— А также более 40 тысяч голов КРС и около 7 с половиной тысяч коней, — уточнил заместитель акима (главы) района Нарбай Ергебеков.

С каждого гектара земли здесь снимают в среднем 15—17 центнеров зерновых. Учитывая засушливую погоду с ее стабильно высоким летним градусом, этот показатель считается неплохим. Чтобы получить нужные объемы хлеба, засевают побольше площадей — благо территории хватает. После того как в девяностые годы каждый из казахстанских земледельцев получил свой законный надел, сельхозпроизводство здесь стало частным. Но уже просматривается тенденция к укрупнению хозяйств: кто-то продал свою долю, кто-то решил объединиться с соседом. А ТОО «Гамбург» импульс к развитию получило благодаря западному инвестору. Предприятие специализируется на производстве молока и мяса, а также продаже племенного скота.

В своем послании народу Казахстана «Построить  будущее вместе!» президент Нурсултан Назарбаев отметил, что в аграрном секторе будет  реализован беспрецедентный проект по развитию мясного производства. Государство выделяет на эти цели 130 миллиардов тенге (около 1 миллиарда  долларов) кредитных ресурсов. Это станет хорошим подспорьем и для ТОО «Гамбург».

— КРС у нас — 1500 голов, из них дойного стада — 320 голов, — говорит главный зоотехник хозяйства Бахтияр Исмаилов. — Есть и свиноферма на 2400 поросят.

Помимо основных производств, в том числе выращивания зерна и трав, в «Гамбурге» выпускают сметану, пекут хлеб, делают колбасы. Средняя зарплата здесь — около трехсот долларов, что на 30 долларов выше, чем в среднем по району. Наши «Беларусы» в Казахстане проверены временем. Потому, пополняя в этом году свой парк машин, «Гамбург» опять сделал ставку на тракторы минского производства. А вот кормоуборочные комбайны в хозяйстве — немецкие.

Рентабельность сельхозпредприятия составляет до 30—40 процентов. Это с госдотацией, которая выделяется казахстанским аграриям по каждой из позиций производства. Сегодня 41 процент населения Казахстана — сельчане, однако цифра эта с каждым годом уменьшается. Чтобы привлечь молодежь, многие местные сельхозпредприятия, как и в Беларуси, сразу же предлагают специалистам жилье на селе. Но все равно в республике не хватает агрономов и ветеринаров.

Хотя, уверен директор еще одного ТОО того же района — Лечи Оздамиров, предприимчивая жилка может принести неплохие доходы, в том числе и в области сельского хозяйства. К примеру, вверенное ему предприятие — аналог нашей сельхозтехники. Но в последнее время, кроме основного производства, здесь начали осваивать производство твердых сыров и других продуктов молокопереработки. Дело пошло: теперь у сельскохозяйственной механизированной технологической станции есть даже собственные магазины и постоянные покупатели!

— В будущем планируем расширяться, — подчеркнул Лечи Оздамиров. — Откроем собственную молочнотоварную ферму.

Добиться успеха в новом направлении, считает директор, им помогла господдержка, которая продолжается по сей день. А также полуторагодовой мораторий на проверки контролирующих служб. «Этого срока хватило, чтобы встать на ноги и просто почувствовать себя увереннее», — признал Оздамиров.

Светлана МАРКОВА, «БН»

(Окончание  следует.)

НА СНИМКАХ: Мавзолей Айша-биби; Цветами от «Жасулан-флоры» Жамбылской области украшаются улицы Астаны; Директор ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз» Болат МОМЫШЕВ: ищем партнеров в Беларуси; Заместитель акима Жуалынского района Нарбай ЕРГЕБЕКОВ и главный зоотехник ТОО «Гамбург» Бахтияр ИСМАИЛОВ; Вот эти полуистлевшие листки Корана были найдены в средневековой мечети; Лечи ОЗДАМИРОВ: «Предприимчивость везде в цене!»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter