На «Стреле»

А правильнее, со «Стрелой» наблюдал за дорожной безопасностью в столице корреспондент «Народной газеты»Водитель, «летящий» на «Альфа-Ромео» по одной из минских улиц со скоростью 94 километра в час, поначалу не мог понять, в чем дело. Голос инспектора с призывом остановиться, многократно усиленный громкоговорителем, слышен хорошо, но патрульной машины рядом нет. То, что его засекли, он понял возле ближайшего перекрестка, когда остановился на красный сигнал светофора, а рядом затормозила ничем не выделяющаяся в потоке машин иномарка с сотрудниками специального подразделения дорожно-патрульной службы «Стрела» УГАИ МВД Республики Беларусь.

Так начался наш совместный рейд на автомобиле «гражданского исполнения» (обычная машина без специальных знаков ГАИ) с инспекторами СП ДПС «Стрела» Евгением Потаповичем и Александром Будько. В их задачи входило выявление нарушителей правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил маневрирования, проезда пешеходных переходов  и т.д.). Я же собирался «разговорить» пару-тройку провинившихся водителей. В итоге свои задачи мы с блеском выполнили и даже по-хорошему перевыполнили.
Взглянув на экран прибора видеофиксациии «Визир», заснявший нарушение, 19-летний водитель «Альфы» спорить с очевидным не стал и вину в превышении скорости на 34 километра в час признал сразу. Его ждет штраф от двух до десяти базовых величин (одна базовая величина 35 тысяч рублей) за превышение скорости и перестроение из первой полосы сразу на третью.
-- Это как раз наиболее часто встречающиеся нарушения как в городе, так и на загородных трассах, -- комментирует Евгений Потапович.
-- Нередко бывает, что водители грузовиков ведут себя неадекватно, -- продолжил тему Александр Будько. -- Едут по третьей полосе, хотя по правилам крайний левый ряд может быть ими использован только для поворота, разворота или объезда препятствия. За такое нарушение -- штраф от пяти до 10 базовых величин или лишение водительского удостоверения на срок до одного года.
Парадоксы «скоростной» молодежи
Водитель «Опеля» Вадим при перестроении не включил «поворотник». А когда стали проверять документы, оказалось, что срок действия страхового полиса у него истек еще в апреле. За первое нарушение ему грозит предупреждение или штраф до 0,5 базовых величины, за второе -- пять базовых. Парень рассказал, что машину купил недавно и не успел еще оформить страховку. А потом с сожалением добавил, что только вчера вернулся с Украины, первый день в Беларуси и уже столько проблем. На это инспектора ему мягко ответили, что большую часть проблем он создал себе сам. Подписывая протокол, нарушитель грустно, но справедливо заметил, что подобное поведение при перестроении со стороны других водителей его не радует и может запросто привести к аварии.
Пока Евгений Потапович оформлял протокол, Александр Будько остановил еще одного нарушителя на джипе «Вольво» за превышение скорости. 23-летний Алексей работает водителем на одном из госпредприятий. И оказалось, что любящий погонять с ветерком там, где не положено парень к нарушителям на дорогах относится с не меньшим негодованием, чем инспектора ДПС. Парадокс! «Сам я нарушаю редко, -- оправдывается задержанный. -- Очень напрягает неуважение водителей друг к другу. Если едешь на крутой машине, это не означает, что тебе все должны уступать дорогу. Вести себя в потоке надо спокойнее, тогда и пробок на дороге не будет, и аварий станет меньше, и ездить будет проще. Самым аварийноопасным местом в столице я назвал бы кольцо на площади Бангалор. Там не так давно в задний бампер моей иномарки въехала «Мазда» с девушкой за рулем. Но я ее по-человечески простил. В жизни всякое бывает, и каждый может оказаться на ее месте».
Оказалось, что парень живет в 35 километрах от Минска в могилевском направлении и с дорожными проблемами в сельской местности знаком не понаслышке. Ежедневно он проезжает через два населенных пункта. Беспокойство вызывают неосвещенные участки дороги, но, к счастью, в их регионе этот вопрос решен. Но все равно надо быть очень внимательным, нередко на трассу может неожиданно выскочить пешеход. Поэтому превышение скорости на таких отрезках пути запросто может привести к трагедии. Еще одна из «деревенских» проблем -- отсутствие тротуаров, когда людям приходится ходить по краю проезжей части.
Спокойная дорога еще не повод
«Отработав» еще несколько столичных улиц, мы выехали за город на гродненскую трассу и заняли «измерительную» позицию на автобусной остановке «Байдаки» возле пешеходного перехода.
А вот и многотонный нарушитель. Фура с польскими номерами движется со скоростью 82 километра в час, хотя такому автомобилю разрешено ехать не больше 70. Превышение незначительное, тянет на предупреждение и небольшое интервью. Водитель -- 54-летний поляк, представившийся Мирославом, с радостью согласился побеседовать о дорожных проблемах. Тем более что по-русски он говорит замечательно и держит путь вглубь России, а по этому маршруту катается уже двадцать два года.
Вначале водитель дипломатично и справедливо отметил качество белорусских дорог. «Трасса от Гродно до Москвы просто замечательная, но дороги в Беларуси все равно лучше, чем у нас и в России, честно говорю, -- смеется поляк. -- И в плане безопасности тоже. Бандиты, как раньше, не шалят. До Москвы тоже едешь спокойно, а уже восточнее приходится платить за проезд местным криминальным группировкам. Еще недавно они требовали по «штуке» российских рублей с фуры. Теперь берут две. Говорят, инфляция. Выдают тебе взамен бумажку с печатью, такой своеобразный пропуск для других бандитов, что мол, дань уплачена. По ней и едешь дальше, как по проездному. Этого хватает на 500--1000 километров пути. Но ничего не поделаешь, приходится платить».
--У вас же, в Беларуси, хоть на стоянке остановишься передохнуть, хоть в лесу, все спокойно. Правда, как бывало раньше, с вашей полицией теперь уже не договоришься, -- повысил голос водитель, поглядывая на инспекторов.
Что касается культуры вождения, то польский дальнобойщик считает, что и тут белорусы на высоте. По его словам, польские водители частенько переругиваются друг с другом. Минские водители тоже «немножко грубые». А вот манера вождения во всех странах одинаковая. Подрезать или не уступить дорогу могут везде. Все зависит от человека.
А вот зафиксированный «Визиром» «Альфа-Ромео» гнал 137 километров в час. Причем перед пешеходным переходом. 27-летний капитан одной из воинских частей попытался объяснить инспекторам, что спешит по служебным делам. Но закон для всех одинаков. Тем более что это его второе аналогичное нарушение в этом году.
Одна женщина за четыре года
Пока инспектора «оформляли» нарушителя, я успел побеседовать со стоявшими на остановке в ожидании автобуса людьми. Основные их претензии -- водители не пропускают пешеходов на оборудованном возле остановки переходе. У Ивана Андреевича здесь неподалеку дача, и перейти дорогу для него большая проблема. Говорит, что за четыре года лишь одна женщина-водитель остановилась, чтобы пропустить пешехода. А так машины пролетают с огромной скоростью, один раз чуть не сбили его жену. Людям иногда приходится стоять по двадцать минут, чтобы перейти дорогу.
-- Из нашей деревни 13 детей ездят в школу на автобусе в соседний населенный пункт, -- жалуется Надежда Петровна, местная жительница. -- Каждый раз кто-нибудь из взрослых должен их переводить через этот переход на остановку к школьному автобусу. Никто из водителей не уступает дорогу даже малышам.
Выход люди видят в установке возле перехода знака ограничения скорости и камеры видеонаблюдения. Возможно, это хоть как-то будет дисциплинировать водителей.
Возвращаясь в Минск, инспектора сошлись во мнении, что число нарушителей осталось прежним, несмотря на ужесточение административного наказания. Если у человека ветер в голове, то никакие штрафы его не остановят от правонарушения. Хотя максимальное наказание, возможно, и охладит некоторые «горячие» головы.
Компетентно:
-- Контроль за соблюдением скоростных режимов Госавтоинспекция осуществляет не только с патрульных автомобилей, но и с вертолетов – рассказывает заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси Игорь Ваницкий. -- А за повторное превышение скорости мы оставляем за собой право применять самые жесткие меры административного воздействия. Вплоть до лишения права управления транспортным средством. На участке автодороги с упомянутым пешеходным переходом возле автобусной остановки «Байдаки» будет проведено обследование условий дорожного движения и рассмотрен вопрос об ограничении здесь скоростного режима. Также Минским горисполкомом рассматривается вопрос о реконструкции площади Бангалор, которая будет проведена в ближайшее время.

За прошедшие восемь месяцев в Беларуси зарегистрировано 4473 дорожно-транспортных происшествия, в которых 910 человек погибли (из них 36 детей) и 1848 ранены. При этом 488 ДТП с самыми тяжкими последствиями совершено нетрезвыми водителями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter