На столе трава, на траве — слова

Нынешний «Дах» — уже не просто некий хаотичный процесс с революционным манифестом...

«Дах–11», фестиваль «ненеэкспериментального» искусства (буквально так и значится в афише), блоггеры начали ругать задолго до открытия, подробно и вдохновенно вспоминая свои «разочарования» от прошлогоднего «Даха» в Минске. Эффект — предсказуемый: теперь уже никакая гроза не могла помешать публике прийти во Дворец искусства на вернисаж. Пусть и для того, чтобы продолжить дискуссию... Определенно, проект, который критикуют столь отчаянно, считаться провальным никак не может. Хотя бы потому, что после такого едва ли кто–то возьмется говорить о нетребовательности нашей аудитории.


Нынешний «Дах» — уже не просто некий хаотичный процесс с революционным манифестом. Несмотря даже на свой новый, не менее вызывающий девиз: если в прошлом году гости выставки легко могли почувствовать себя «Жертвами искусства», теперь кураторы–«прокураторы» Дзю и Митрич (Родин и Юркевич) предлагают нам погрузиться в «Темные тайны Мозга». И «Дах» больше не единственный проект Дворца искусства, который блоггеры и все прочие будут горячо обсуждать в ближайшие недели. А только лишь пятая часть большого республиканского фестиваля искусств «Арт–сегмент».


Пять выставок «Арт–сегмента» — итог конкурса проектов, объявленного Белорусским союзом художников вскоре после завершения «Даха–9» (к слову, десятый «Дах» прошел в начале лета там же, откуда и начался, — в берлинском выставочном центре «Тахелес»). Артур Клинов, известный своими монументальными работами из соломы, на сей раз воспроизвел во Дворце искусства мизансцену «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. В соломе, конечно. В ближайших планах Клинова — соломенные же воплощения «Ночного дозора» Рембрандта и «парочки шедевров Веласкеса» (так сообщает о своих намерениях он сам)... Проект Ольги Сазыкиной «Зеленое прет!» ненавязчиво проник и в «Тайную жизнь соломы» Клинова — уже к вернисажу на столе у апостолов начала прорастать свежая, отнюдь не бутафорская трава. И здесь это далеко не единственный арт–объект, давший всходы... «Иной взгляд» на современную скульптуру предложили молодые кураторы Ольга Дмитриева и Анна Самарская, пригласив в свой проект Павла Войницкого с его монументальными бюстами из свежей картошки и Константина Селиханова, создающего новые пространства из металлических конструкций и «подключенных» к ним ноутбуков. А для усиления впечатлений кураторы разместили тут же фотопроект Игоря Пошехонова и Владимира Парфенка, посвященный осколкам советской эпохи, которые до сих пор влияют на нашу культурную память...


Свое место (и немалое) заняли во Дворце искусства также витебские художники с проектом Just now, демонстрирующим, чем обернулись эксперименты авангардистов начала века в творчестве их еще более ироничных потомков. Однако наибольшее выставочное пространство досталось «Даху». На 1.908 квадратных метрах третьего этажа Дворца искусства можно найти все, в чем вы боялись себе признаться и о чем не отваживались спросить. Обрывки сведений, застрявших в мозгу со времен школьных уроков по биологии и вузовских учебников марксизма–ленинизма. Мучительные сексуальные рефлексии и навязчивые размышления на тему, что было раньше — курица или яйцо? И все это в виде хаотично разбросанных текстов, картин, арт–объектов... Однако на этот раз целью Дзю, Митрича и примкнувших к ним молодых кураторов, отбиравших работы для выставки (кстати, принести их могли все желающие), было отнюдь не желание шокировать, потрясти или испугать. Хотя начало вернисажа выглядело действительно страшноватым, особенно когда стены дворца стали обрушиваться так реалистично (несмотря даже на то, что видеопроекторы, создававшие пугающий эффект, никто и не думал маскировать). Но если прийти сюда без снобизма, без пессимистических ожиданий еще раз убедиться в «беспомощности белорусского искусства», а искренне попытаться увидеть, до какой степени разным может быть восприятие одних и тех же вещей, какими разными могут быть люди, нас окружающие, вам может открыться истина. Возможно, и не одна... Видели бы вы только, как грациозно танцевали на вернисаже под барабанные медитации почетные гости «Даха–11», люди с особенностями психического развития! Какими красивыми они были в этот момент...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter