Белорусские производители молочки имеют все шансы выиграть у ЕС на перспективных рынках сбыта

На спрос ответим предложением

Европейские производители традиционно числятся в рядах ведущих экспортеров молочной продукции. Но ситуация в ближайшем будущем может круто измениться. По сути, европейцы дожинают лавры на старых складских запасах. Пять-шесть лет — и они рискуют сдать лидирующие позиции. Причем столь невеселый сценарий для молочной промышленности Европа написала своими же руками. Экономические рестрикции, спровоцировавшие всплеск роста издержек, больно ударили прежде всего по собственным производителям. В условиях вечно дорожающих кормов, удобрений и энергоносителей сложно выиграть у конкурентов и по цене, и по качеству. Вишенка на торте — зеленая повестка, ставшая удавкой для животноводов. Результат «зажимания гаек» не заставил себя долго ждать. В минувшем году по отдельным видам продукции в Европе наблюдалось существенное падение производства. Если набранный темп движения вниз сохранится, европейцам в скором времени придется потесниться на мировой торговой арене. Обеспечить бы собственную продовольственную безопасность. Самое время нашим производителям заявить о себе на перспективных экспортных рынках. Благо мировая конъюнктура складывается удачно.

Эффект бумеранга

Упитанные коровки на зеленых лужках с молочными реками и кисельными берегами — идеалистическая картина европейского прошлого. Настоящее куда суровее, а будущее и вовсе тревожно. Молочные реки рискуют оскудеть. В частности, эксперты IFCN прогнозируют: к 2030 году может образоваться дефицит молочного сырья у основных мировых экспортеров, включая ЕС. Как следствие — снижение объемов переработки. Что, собственно, мы уже и наблюдаем. Увеличением экспорта молочной продукции в стоимостном выражении в прошлом году ЕС обязан благоприятной ценовой конъюнктуре. Но, как проанализировали эксперты Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, в натуральном выражении, отражающем реальные производственные успехи, по отдельным видам продукции картина несколько иная.

— Достаточно посмотреть на динамику экспорта ЕС,
 — предлагает обратиться к статистике заместитель директора по научной работе Института системных исследований в АПК, доктор экономических наук, доцент Светлана Кондратенко. — В 2022 году экспорт сыров, по предварительным оценкам, составил 1339,8 тысячи тонн, что на 3,3 процента меньше, чем в 2021-м. В нынешнем году европейцы планируют увеличить этот показатель до 1366,6 тысячи тонн. Но это станет возможным не за счет наращивания объемов производства, а благодаря использованию имеющихся переходящих запасов. К слову, производство коровьего сыра в ЕС снижается. За 2022-й — минус 39 тысяч тонн. За пять месяцев нынешнего года тенденция стала еще более очевидной — с конвейеров молокоперерабатывающих предприятий сошло всего 79 процентов данной продукции от уровня соответствующего периода 2022-го. Аналогичная ситуация отмечается с другими молочными продуктами. Прошлогодний экспорт сухого цельного молока в ЕС составил всего 81 процент от объемов 2021 года. Причина сокращения все та же — падение производства. Только за пять месяцев текущего года по отношению к сопоставимому периоду 2022-го сухих молока и сливок, за исключением обезжиренных, произведено на 22 процента меньше. По животному маслу, питьевому молоку и кисломолочным продуктам зафиксировано падение в среднем на 20 процентов. Результат в сложившихся условиях закономерен. Подорожание производственных ресурсов (кормов, топлива и энергии) привело к сокращению объемов молочного сырья. За пять месяцев 2023-го на переработку поступило только 80 процентов цельного молока от уровня прошлого года. Осложняет ситуацию и реализация зеленой повестки. Ожидается, что под ее влиянием поголовье скота будет ежегодно сокращаться более чем на 1 процент вплоть до 2030-го. Соответственно, о приросте продуктивности в долгосрочной перспективе говорить трудно.

Очевидно, что за высокими целями зеленой политики ЕС, кроме всего прочего, скрывается вполне меркантильное желание максимально зарегулировать доступ иностранных товаропроизводителей на внутренний рынок и увеличить их издержки. Только вот эффект бумеранга для собственных сельхозпроизводителей авторы этой стратегии, похоже, предпочитают не замечать. А он уже дает о себе знать. На сегодня самообеспеченность молочной продукцией ЕС в среднем составляет 143 процента. Но нарастающий дефицит молочного сырья явно скорректирует этот показатель, как и объемы европейского экспорта.

Перегруппировка сил

Между тем для экспортеров, чьи производственные затраты остаются в рамках разумного, конъюнктура мирового молочного рынка складывается вполне благоприятно. Снижение цен на мировой торговой арене временное и особой тревоги у аналитиков Института системных исследований в АПК не вызывает. Вместе с тем эксперты рекомендуют отечественным товаропроизводителям сосредоточить усилия на повышении эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Действительно, отмечает Светлана Кондратенко, среднее значение индекса мировых цен ФАО на молочку в июне составило 116,8 пункта, что на 1 пункт ниже майского показателя. Ситуацию разбалансировало высокое экспортное предложение, обусловленное традиционным сезонным ростом объемов производства. Однако на сегодня международные котировки постепенно идут вверх. В частности, на цену сухого молока и животного масла положительно влияет активный спрос в Азии, совпавший с характерным для данного времени года сокращением предложения в Австралии и Океании.

— Стратегии ведущих мировых экспортеров молочной продукции все больше ориентируются на эти растущие рынки, — соглашается с данным мнением Светлана Кондратенко. — Что вполне объяснимо. По прогнозам ФАО, спрос на молочную продукцию в мире будет увеличиваться на 2,3 процента ежегодно: за счет роста среднедушевого потребления и численности населения на 1,2 процента и 1,1 процента соответственно. Таким образом, к 2030 году мировое потребление молочных продуктов на душу населения достигнет 135 килограммов в год. Для сведения: сейчас этот показатель равен 119 килограммам. Высоким потенциалом спроса обладают рынки Ближнего Востока и Африки. В ближайшие пять лет среднегодовой темп роста спроса в этих регионах, по оценкам экспертов, составит 3,5 процента. Например, наиболее значительное увеличение потребления на душу населения молочной продукции произойдет в Южной Азии благодаря урбанизации и, как следствие, повышению покупательной способности населения и росту спроса на обработанные пищевые продукты. Ожидается, что прочные позиции в новых нишах займут те иностранные компании, которые помимо поставок сухого молока и готовой молочной продукции создадут в упомянутых регионах собственные производства. Особый экспортный вектор — Китай. В Поднебесной вовсю набирает обороты тренд на здоровое питание, частью которого являются именно молочные продукты. Прогнозируется, что прирост их потребления в стране в ближайшие несколько лет составит около 5 процентов в год. По результатам исследований российского аналитического центра ФГБУ «Агроэкспорт», наиболее быстрорастущей категорией товаров на рынке Китая станут йогурты. Другими словами, для белорусских производителей открывается возможность поставлять на перечисленные рынки не только сухие молочные продукты, но и продукты с более высокой добавленной стоимостью, а в перспективе и производить их под собственным брендом непосредственно в тех странах, где они будут потребляться.

Понятное дело, выдержать конкуренцию за привлекательные рынки сбыта под силу только тем странам-экспортерам, где производителей не ограничивают, а поддерживают. Пока европейские фермеры борются, по сути дела, за выживание, а переработчики — за загрузку производственных мощностей, Беларусь укрепляет сырьевую базу и интенсифицирует производство. Страна, где обеспеченность внутреннего рынка собственной молочной продукцией составляет более 260 процентов, имеет высокие шансы занять прочные лидирующие позиции в мировой торговле, причем в самых высокомаржинальных сегментах.

t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter