«На собственное дитя не потрачу и рубля!»

Бывшие мужья, уклоняющиеся от уплаты алиментов, могут оказаться за решеткой.

В редакцию «БН» пришло письмо с просьбой о помощи!

«Мой муж нигде не работал, пил, гулял. Поэтому я с ним развелась и сейчас одна воспитываю троих детей, — пишет жительница деревни Каменка Щучинского района Светлана Тарасевич. — В 2004 году обратилась в суд, чтобы с моего бывшего мужа, который сейчас проживает в деревне Курганы Минского района, взыскивали алименты. И вот уже шесть лет время от времени он высылает мне то пять, то сто тысяч рублей. Но разве это деньги? Как можно на них прокормить троих детей? Я обращалась к судебным исполнителям. Но они лишь разводят руками и говорят: «Эти пять тысяч и есть ваши алименты!» Находится у них на рассмотрении и мое очередное письмо. Только вот я боюсь, что бывший муж снова придумает «отмазку» типа  «нет в районе рабочих мест» или же «устраивался на работу, но не помню куда». Правда, на штрафы ГАИ у него деньги откуда-то берутся. По крайней мере, было чем рассчитаться за ДТП, совершенное 1 января нынешнего года. Я уже не знаю, к кому обращаться и кого просить о помощи. Может, газета подскажет…»

СЕГОДНЯ, когда авторитет брака и семьи подорван новыми социальными «ценностями», некоторые супруги — в основной своей массе это, конечно же, мужчины — утрачивают чувство ответственности за ребенка и вообще отцовский инстинкт. А обязанность платить после развода алименты воспринимают как наказание, от которого любой ценой надо уклониться.

Стараясь частично или полностью снять с себя материальные обязательства, недобросовестные отцы пытаются найти такую работу, где зарплата выплачивается либо в конвертах, либо по «серым» схемам. Доказать же в таком случае, что доходы скрываются, очень трудно. За неплательщиком стоит компания, которая, защищая свои незаконные схемы, тем самым защищает и его. Обманутым матерям остается лишь обращаться в различные инстанции, прося помощи и поддержки.

— Проверять информацию о месте работы и зарплате обязанного лица задача судебного исполнителя, — комментирует ситуацию нашей читательницы заместитель начальника управления профилактики МВД Беларуси майор милиции Олег КАРАЗЕЙ. — В то же время если у женщины есть какие-либо сведения о дополнительных заработках бывшего мужа, она вправе ходатайствовать перед судом об установлении фиксированной платы алиментов, вне зависимости от предоставляемых экс-супругом справок.

Здесь стоит отметить, что по белорусскому законодательству в случае развода на одного несовершеннолетнего ребенка суд присуждает обязанному лицу выплачивать алименты в размере 25 процентов заработной платы, на двух — 33 и 50 процентов на троих и более детей. Кстати, если в семье достаточно сложная ситуация — один из супругов уклоняется от участия в воспитании совместного ребенка, отказывается помогать материально или по каким-либо иным причинам не желает участвовать в семейной жизни, то другой вправе подать на алименты и без официального развода. В особенности это касается женщин, находящихся в декретном или отпуске по уходу за ребенком.

— Если же обязанное лицо увольняется и перестает работать, но по договоренности с бывшей супругой ежемесячно предоставляет оговоренную сумму, то никаких проблем нет, — поясняет Олег Георгиевич. — Когда же экс-супруг три месяца подряд в течение года не платит алименты и любыми способами пытается уклониться от их выплаты, то второй член семьи вправе обратиться к своему судебному исполнителю по месту жительства. Тот в свою очередь должен проверить факт и вынести официальное предупреждение уклонисту.

Если и это внушение не подействует, тогда судебный исполнитель ходатайствует о привлечении недобросовестного алиментщика к уголовной ответственности. Наказание здесь может быть различным. Это — общественные или исправительные работы сроком до двух лет, арест до трех месяцев, ограничение свободы до трех лет или же лишение свободы на срок до одного года.

— Разумеется, лиц, которые обязаны возмещать средства на воспитание несовершеннолетних детей, стараются определять в такие места лишения свободы, где есть собственное производство, — продолжает Олег Каразей. — Это позволяет осужденным уклонистам работать, погашать текущие алименты и не создавать дальнейшую задолженность. Конечно, то, что они зарабатывают — небольшие деньги, но, по крайней мере, гарантированная плата.

В основном такие жесткие меры принимаются в исключительных случаях. При назначении наказания суд берет во внимание личностные характеристики человека, различные отягчающие обстоятельства. Иногда оказывается целесообразней лишить свободы злостного алиментщика. Если и после этого он не начнет исполнять финансовые обязательства, тогда уголовная ответственность к нему будет усилена. И теперь уклонист рискует лишиться свободы на срок до двух или быть ограниченным свободы сроком до четырех лет.

Нововведения в белорусском законодательстве, предусматривающем возмещение средств на содержание несовершеннолетних детей, пока не планируются. Во многом это связано с достаточно эффективной работой статьи 174 Уголовного кодекса. В нее неоднократно вносились различные изменения и дополнения, и на сегодня она соответствует всем необходимым требованиям, считает представитель правоохранительных органов.

Кстати, в западных странах ситуация с алиментщиками ничуть не лучше. Так, например, американские отцы задолжали собственным детям почти два с половиной миллиарда долларов. Но там с помощью операторов сотовой связи ведется мониторинг должника и отслеживается его перемещение по стране. В Канаде у уклонистов отбирают водительские права и лицензии на рыбную ловлю и охоту. В Германии у неплательщика могут арестовать имущество для распродажи...

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

В ТЕМУ

В 2010 году к уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов в Беларуси привлечены 3964 человека. Шестьдесят из них были гражданами иностранных государств, 722 — ранее судимы за совершение  преступлений, 3300 человек не работали и не учились. Примечательно, что среди неплательщиков оказалось и 208 женщин. Средний возраст уклонистов — старше 30 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter