На семейном фронте без перемен

Юристы и социологи утверждают: сегодня главная опасность - не хулиганы в подворотнях, а.
Юристы и социологи утверждают: сегодня главная опасность - не хулиганы в подворотнях, а... дом родной. Жестокость и насилие совершаются сегодня в семьях в два раза чаще, чем на улицах. И чаще всего жертвами становятся женщины.

...Анатолий Трубчанинов жил с женой Любой и дочерью Анжелой. Хозяином в доме, конечно, считал себя. О чем систематически напоминал домочадцам: устраивал в доме разборки с криком, руганью и рукоприкладством. Скандалы происходили в семье в общем-то из-за пустяков: обед был негорячий, дочка поздно вернулась с улицы, жена рано пришла с работы. С женой Трубчанинов разбирался с особым пристрастием. Милицейский протокол зафиксирует это как систематическое нанесение побоев и иных действий, носящих характер истязаний. Дочка Анжела говорит, что отец часто бил мать кулаками по лицу, ногами в живот, а также головой о пол. Участковый, соседи, знакомые, которым она жаловалась на мужа, отмахивались от нее, как от назойливой мухи. Мол, дело семейное, сами разбирайтесь. В отместку за побои Люба в конце концов решила... не готовить мужу обед. Пару дней он комментировал ее решение словесно - материл по-черному. Но когда и на третий день Люба отказалась готовить пищу, Трубчанинов, как повествует все тот же милицейский протокол, будучи за это озлобленным на жену, нанес ей удар кулаком в лицо и ногой в живот. Не исключает и нанесение других ударов, зафиксированных экспертом, однако запамятовал их. Запамятовал Трубчанинов 4 удара кулаками в область головы, 6 ударов ногами по различным частям тела, не менее 8 ударов головой жены о пол, в результате которых Любовь Трубчанинова скончалась на месте. А муж-убийца отправился по приговору суда в места не столь отдаленные. Дочка Анжела осталась фактически сиротой...

Эта история случилась в поселке Мачулищи под Минском. Но такие же семейные драмы с криминальным финалом случаются практически в каждом населенном пункте Беларуси и России. Жертвами семейных убийств в 70 процентах случаев становятся женщины. Остальные 30 - когда жена, не выдержав издевательств и побоев, убивает мужа. Ежегодно, по данным уголовной статистики, в России 12 - 14 тысяч жен погибают от руки мужа. Еще 54 - 56 тысяч получают тяжкие телесные повреждения. В Беларуси такой статистики нет. Но известно, что почти 20 тысяч женщин ежегодно становятся в республике жертвами уголовных преступлений. Большинство из них - в стенах родного дома, где с преступниками-мужьями делят квадратные метры. Жертвами насилия и преступлений, кстати, становятся не только в семьях с асоциальным поведением: где пьют да дерутся. Социологи подсчитали, что в состоятельных и внешне вполне интеллигентных семьях мужья в 2,5 раза чаще занимаются рукоприкладством. Таким способом главы этих семейств снимают собственный стресс. Специалист в области семейной криминологии доктор юридических наук профессор из Санкт-Петербурга Дмитрий Шестаков так комментирует ситуацию

: - Если разделить все преступления на три категории: совершаемые против знакомых, посторонних лиц и родственников, то самая большая группа - против родственников, самая малая - против посторонних. На долю семьи приходится 40 процентов умышленных убийств. От рук киллеров и рэкетиров погибают 250 - 300 человек в год. В то время как жертвами семейных разборок ежегодно становятся 12 - 14 тысяч человек. Причина преступлений - борьба за самоутверждение, столкновение характеров, нежелание уступить, споры по вопросам воспитания детей, распределение обязанностей в семье. Всего 5 процентов супружеских убийств совершается из-за желания получить наследство, квартиру, дачу. Половина мужчин убивают и избивают из-за ревности. Если говорить об убийцах, то мужчины ими становятся примерно в 8 раз чаще. Мужчины, с которыми мне приходилось беседовать, уверяли, что... любили в момент убийства свою жертву.

Семейные отношения, даже если они носят насильственный характер, считаются делом сугубо частным, не заслуживающим общественного внимания. Потому и масштабов этого социального явления до сих пор точно никто не знает. Публично говорить об этой проблеме стали лишь несколько лет назад благодаря усилиям новых российских женских организаций. Вслед за ними и в Беларуси проблема домашнего насилия была вынесена на уровень общественной видимости. Первое социологическое исследование в республике было проведено в 1994 году. В 1996-м еще одно - при поддержке представительства ООН в Беларуси. А в конце 1999 года Минский женский образовательно-консультационный центр совместно с социологической лабораторией Новак провел опрос женщин в возрасте от 15 до 65 лет. Цель всех этих исследований - выявить масштабы распространения насилия в различных группах населения, определить отношение к нему в обществе. Выяснилось, что больше чем 92 процента (!) женщин сталкиваются в своей жизни с домашним насилием: оскорблениями, унижениями, избиениями, систематическими побоями и истязаниями. И очень многие воспринимают это как норму семейной жизни. Насилие стало обыденностью, приемлемым стандартом поведения в семье. И реальной защиты от него женщине сегодня практически негде и не от кого получить. Можно, конечно, обратиться к участковому. Но чтобы мужа-обидчика хотя бы доставили в отделение милиции, нужны письменное заявление жены, справка из поликлиники о снятых побоях, свидетели, письменно подтверждающие факт рукоприкладства, вещественные доказательства агрессивного поведения супруга - разорванная одежда, сломанная мебель в квартире... Если даже у избитой женщины хватит сил все это собрать и задокументировать, после немалой тягомотины мужу грозит... денежный штраф, который надо заплатить из семейного бюджета. В редчайших случаях обидчика засудят на 15 суток, после которых его поведение в семье к лучшему не меняется. Лишь когда семейные разборки заканчиваются криминальным исходом, жертва преступления получает реальную правовую защиту. Только в ней она, подобно убитой Любе Трубчаниновой, уже не нуждается...

Попытки изменить ситуацию стали предприниматься лишь в последние годы. Опять же благодаря усилиям женских организаций. В России они инициировали разработку национальной образовательной программы по проблеме домашнего насилия, открытие кризисных центров для жертв насилия. Появились такие центры и в Беларуси - в Минске, Гомеле, Лиде, Кобрине и некоторых других городах. Но это лишь своеобразная скорая помощь. Решить проблему домашнего насилия может лишь новый государственно-правовой механизм. В России обсуждался проект нового закона о предотвращении семейного насилия, но сам закон так и не был принят. В Беларуси даже в проекте такого закона нет. А что есть?

- В законодательстве Республики Беларусь нет правового термина домашнее насилие. Нет и специальных норм о защите от него. И как следствие этого - нет эффективного комплексного решения проблемы. Ответственность за домашнее насилие наступает в соответствии с общими нормами Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях. Применяются эти нормы независимо от обстоятельств, при которых насилие осуществилось - в семье, на улице, в общественном месте. Новый УК, введенный с начала 2001 года, не меняет ситуацию. В нем в разделе Преступления против человека имеется глава 21 Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних. Но несмотря на выделение законодателем семейных отношений как объекта преступных посягательств и, следовательно, как объекта уголовно-правовой охраны, круг уголовно наказуемых деяний в отношении интересов семьи практически не расширился. Гражданское, семейное, жилищное законодательства республики также не содержат норм прямого действия, которыми могли бы воспользоваться женщины - жертвы домашнего насилия, - комментирует правовую ситуацию юрист Татьяна Наумова.

Конечно, хотелось бы, чтобы законодательство совершенствовалось. Но вообще-то, прямо скажем, не так много жен хотят упрятать своего мужа в тюрьму или лишить его квартиры. По статистике, жена, которую муж унижает и избивает, в среднем 7 раз пытается его покинуть, но снова мирится и возвращается домой, пока супруги окончательно не расстаются. И, наверное, есть смысл наряду с мерами юридическими просто помочь супругам сделать фазу примирения необратимой и сохранить семью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter