Президент встретился с главами правительств государств ЕАЭС

На рынке ЕАЭС не должно быть препятствий и ограничений

В Минске прошло заседание Евразийского межправительственного совета. Главы правительств стран — участниц ЕАЭС провели сверку часов перед саммитом глав государств. Он запланирован к проведению в Санкт–Петербурге в первой декаде декабря. С руководителями прибывших в Минск делегаций встретился Президент. Общаясь с гостями, Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость качественной предварительной проработки вопросов, которые будут предложены к обсуждению на высшем уровне. Пожалуй, на первом месте среди них тема экономических свобод:


— Заканчивается четвертый год действия договора о нашем союзе из десяти отведенных для снятия всех преград на пути движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, формирования общих отраслевых рынков. Что тут греха таить, не все мы сделали, что планировали. Основные проблемы известны, поэтому я хотел бы призывать вас и попросить еще раз внимательно обсудить эти проблемы и принять выверенные решения, необходимые для становления полноценного экономического союза. В наше время это звучит особенно остро. Времени у нас практически не остается для того, чтобы расслабляться. Нужно двигаться вперед, имея в виду то, что происходит на международных торговых рынках. Прежде всего следует придать импульс работе по борьбе с препятствиями на внутреннем рынке. Главное, что мы знаем, в каком направлении двигаться, знания и опыт уже большие есть. Но медленно мы решаем эти вопросы, а эти барьеры должны быть сняты.

Александр Лукашенко обратил внимание на случаи, когда одни барьеры снимались, а на их месте тут же возводились другие. Так, например, заканчивается определенный договором о союзе двухлетний период действия изъятий из национального режима в сфере государственных закупок. Этот переходный период изначально задумывался как исключительная мера. Но теперь звучат предложения оставить эти изъятия еще на два года. Президент формулирует закономерный вопрос:

— К чему мы в таком случае стремимся? К единому экономическому пространству или к использованию правовых лазеек для национального протекционизма? Мы все должны четко понимать: союз будет представлять ценность для наших экономик и внешних партнеров, только если он станет предсказуемой организацией, которая будет играть по определенным нами же правилам.

Ключевым элементом евразийской интеграции Александр Лукашенко назвал создание общих энергетических рынков. Здесь тоже есть нерешенные вопросы:

— Для белорусской стороны непонятно, почему в интересах справедливой конкуренции все признают необходимость единых тарифов на железнодорожные перевозки, но не все согласны, допустим, с симметричным подходом в вопросах транспортировки газа.

Ожидается, что в Санкт–Петербурге главы государств поставят свои подписи под программами формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Договоренность об этом была достигнута ранее. Президент убежден:

— Таким образом, будет сделан шаг к появлению стабильной топливно–сырьевой основы союза. Но для этого сегодня в Минске нужно решить остающиеся проблемы.


Один из сложных вопросов — расчет нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин. Эта тема предметно обсуждалась на предыдущей встрече глав государств ЕАЭС. Была достигнута договоренность, что министры финансов, а затем и руководители правительств до декабря поработают над методикой распределения пошлин и доложат о результатах. Александр Лукашенко напомнил о позиции Минска на этот счет:

— Предложение в очередной раз продлить сроки действующих нормативов, мы об этом часто говорим, справедливо отмечаем, исходя уже из наработанного опыта, абсолютно невыгодно для Беларуси. Конечно, мы поддержать это, как меня информирует Правительство, не можем. Это заведомо поставит Беларусь в неравные условия. Поэтому прошу приложить максимум усилий для выхода на справедливое для всех решение. Оно всем понятно. Здесь меньше должно быть политики и больше экономики.

Все более важным аспектом совместной работы Президент считает цифровую повестку Евразийского экономического союза. Для этого уже выработана необходимая теоретическая и правовая база. Теперь стоит задача определить первоочередные цифровые решения, которые способны обеспечить значительный эффект для трансграничного и межгосударственного взаимодействия:

— Минск готов к полноценному участию в реализации данных инициатив. Мы готовы внести хороший вклад в реализацию данных предложений.

Александр Лукашенко поддерживает также предложения по наделению Евразийской экономической комиссии большими полномочиями. Действительно, неудобно и малопродуктивно то, что мелкие, порой бесспорные технические моменты зачастую выносятся на уровень глав правительств и государств. Но принимая решение о передаче их в компетенцию комиссии, необходимо учитывать важный момент:

— Надо понимать, что больше полномочий — это больше ответственности.

Александр Лукашенко также выразил признательность российскому председательству за усилия по дальнейшему продвижению интеграции, включение в интеграционную тематику новых направлений сотрудничества. Договором пока не охвачены достаточно важные темы: экология, возобновляемая энергетика, космос, медицина, спорт, туризм. Сотрудничество по ним, убежден Александр Лукашенко, внесет дополнительный вклад в развитие союза. Вместе с тем расширение повестки должно быть продуманным и не наносить ущерба решению текущих задач Евразийского экономического союза.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter