На рентгене

Нагрузка на сотрудников таможенного поста «Козловичи» Брестской таможни, пожалуй, самая высокая на всей белорусско–польской границе...

Нагрузка на сотрудников таможенного поста «Козловичи» Брестской таможни, пожалуй, самая высокая на всей белорусско–польской границе. В сутки через пост проходят свыше тысячи автомобилей. Таможня обеспечивает перевозчикам и комфортные условия, и доверие. Да–да — именно доверие. Сегодня досматривается лишь один процент автомобилей из потока вместо прежних десяти. Выделяют их по целому набору признаков, которые дают основания усомниться в содержимом фуры. А досматривать груз помогает рентгеновская техника — передвижной автомобильный инспекционно–досмотровый комплекс (ИДК). «Неразрушающий контроль», как его еще называют, несет службу не только на самом крупном терминале страны, но и на других участках границы. В минувшем году по Программе ТАСИС в таможенные органы Беларуси поступило 5 мобильных рентгеновских сканирующих систем английского производства: в «Козловичи», а также в «Котловку» и «Бенякони» (Ошмянская таможня), «Брузги» и «Берестовицу» (Гродненская). Давайте посмотрим, как конкретный ИДК справляется со своими задачами и безопасен ли чудо–комплекс.


Итак, «Козловичи». «Мерседес» с загадочной установкой на шасси, конечно, не заметить нельзя. Но водители– «дальнобойщики» равнодушно проезжают мимо. Значит, все у них в порядке?


— Разумеется, не каждую машину инспектор отправляет под сканер, — соглашается начальник таможенного поста Дмитрий Цыба, однако не раскрывает профессионального секрета, по каким признакам из вереницы автомобилей — фур, похожих как две капли воды, выбирают «подозрительную». Это слово в таможне, конечно, никто не произносит, «дальнобойщика» вежливо просят стать «под рентген».


— Не возмущаются? — интересуюсь у Дмитрия Цыбы.


— Нет. Раньше машины вскрывали и досматривали грузы вручную. Теперь фура заходит под рамку, и рентгеновские лучи просвечивают ее насквозь. Все происходит в течение 5 минут. А каждый водитель ценит время, и, если не везет контрабанду, бояться ему нечего.


За час умный комплекс позволяет сканировать 5 автомобилей. Рентгеносистема способна увидеть замаскированный тайник, даже если его устроили в самом центре груженой фуры. Я посмотрела, как на экране монитора видеоцентра (такие у меня ассоциации!) появляется высококачественное изображение содержимого транспортного средства, и подумалось, что это должны видеть и «дальнобойщики», чтоб неповадно было. А то, чего скрывать, соблазн заработать на «левом» товаре у перевозчиков еще не искоренили. Начальник отдела проведения операций таможенного контроля Брестской таможни Юрий Дердюк рассказывает, какие тайны в последнее время открыл им комплекс–помощник.


— Три автомобиля с незаконным грузом ушли под конфискацию после проверки в пункте таможенного оформления «Мокраны». Здесь же задержали «Мерседес» с двойным полом, где были спрятаны одежда и обувь. В «Козловичах» выявили автопоезд с запчастями для легковых автомобилей, а также нашли тайник в кабине у водителя, упакованный спиртными напитками и моющими средствами.


Это данные за летние месяцы. Кстати, контрабандисты должны трепетать: к 2011 году в «Козловичах» китайская компания установит стационарный ИДК. А в Европейскую комиссию подана заявка на строительство подобного комплекса на пункте пропуска «Песчатка». Неужели передвижные ИДК не справляются? Изначально предполагалось, что при необходимости они будут перемещаться с одного места на другое. Так в общем–то и происходит. Но «Козловичи» и «Песчатку» разделяет более сотни километров. Уйдет «Мерседес» — обнажится другой участок. А с появлением стационарных комплексов на самых ответственных участках нагрузка мобильных «рентгенов» несколько снизится и они смогут выезжать по требованию на другие пункты пропуска.


В будущем планируется оснащение подобными комплексами пунктов пропуска на границе с Латвией («Григоровщина») и с Литвой («Привалка»). Здесь запланированы два крупномасштабных проекта по строительству стационарных рентгеноустановок по программе «Латвия — Литва — Беларусь». Они будут реализованы в течение 2010 – 2012 годов. Из бюджета Программы Европейской комиссии уже выделено по 2,5 миллиона евро для каждого пункта пропуска. Примечательно, что не только эти, но и все остальные работы по поставке и внедрению ИДК осуществляются как международная техническая помощь и таможенные органы не тратят на эти цели ни одного бюджетного рубля.


Конечно же, перевозчиков не может не волновать вопрос радиационной безопасности.


— Когда идет контроль, водитель остается в машине?


— Ни в коем случае! Он обязан покинуть кабину, — Юрий Дердюк рассказывает, что комплекс соответствует требованиям радиационной безопасности. У каждого сотрудника, обслуживающего ИДК, имеется индивидуальный дозиметр. Накопление доз радиации фиксируется, и раз в квартал данные сдаются в Республиканский центр гигиены и эпидемиологии. Дозы мизерные и на здоровье не влияют. Кроме того, система безопасности комплекса предотвращает риски случайного излучения и риски, связанные с его автоматическим перемещением.


В общем, поняла я, бояться нечего. Как тем, кто работает на суперсовременной технике, так и законопослушным перевозчикам. Остальным же, кто на свой страх и риск берет в машину контрабанду, нужно быть готовым ответить по закону. Добавлю, что подобные установки обслуживают не только нашу границу. Работают они и в Европе, и в России, и в других странах. Припрятанными шампунями или стиральными порошками экономику государства, конечно, не подорвешь, а вот ввоз наркотиков или оружия — это реальная угроза. И чудо–техника способна ее предотвратить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter