Нагрузка на сотрудников таможенного поста «Козловичи» Брестской таможни, пожалуй, самая высокая на всей белорусско–польской границе. В сутки через пост проходят свыше тысячи автомобилей. Таможня обеспечивает перевозчикам и комфортные условия, и доверие. Да–да — именно доверие. Сегодня досматривается лишь один процент автомобилей из потока вместо прежних десяти. Выделяют их по целому набору признаков, которые дают основания усомниться в содержимом фуры. А досматривать груз помогает рентгеновская техника — передвижной автомобильный инспекционно–досмотровый комплекс (ИДК). «Неразрушающий контроль», как его еще называют, несет службу не только на самом крупном терминале страны, но и на других участках границы. В минувшем году по Программе ТАСИС в таможенные органы Беларуси поступило 5 мобильных рентгеновских сканирующих систем английского производства: в «Козловичи», а также в «Котловку» и «Бенякони» (Ошмянская таможня), «Брузги» и «Берестовицу» (Гродненская). Давайте посмотрим, как конкретный ИДК справляется со своими задачами и безопасен ли чудо–комплекс.
Итак, «Козловичи». «Мерседес» с загадочной установкой на шасси, конечно, не заметить нельзя. Но водители– «дальнобойщики» равнодушно проезжают мимо. Значит, все у них в порядке?
— Разумеется, не каждую машину инспектор отправляет под сканер, — соглашается начальник таможенного поста Дмитрий Цыба, однако не раскрывает профессионального секрета, по каким признакам из вереницы автомобилей — фур, похожих как две капли воды, выбирают «подозрительную». Это слово в таможне, конечно, никто не произносит, «дальнобойщика» вежливо просят стать «под рентген».
— Не возмущаются? — интересуюсь у Дмитрия Цыбы.
— Нет. Раньше машины вскрывали и досматривали грузы вручную. Теперь фура заходит под рамку, и рентгеновские лучи просвечивают ее насквозь. Все происходит в течение 5 минут. А каждый водитель ценит время, и, если не везет контрабанду, бояться ему нечего.
За час умный комплекс позволяет сканировать 5 автомобилей. Рентгеносистема способна увидеть замаскированный тайник, даже если его устроили в самом центре груженой фуры. Я посмотрела, как на экране монитора видеоцентра (такие у меня ассоциации!) появляется высококачественное изображение содержимого транспортного средства, и подумалось, что это должны видеть и «дальнобойщики», чтоб неповадно было. А то, чего скрывать, соблазн заработать на «левом» товаре у перевозчиков еще не искоренили. Начальник отдела проведения операций таможенного контроля Брестской таможни Юрий Дердюк рассказывает, какие тайны в последнее время открыл им комплекс–помощник.
— Три автомобиля с незаконным грузом ушли под конфискацию после проверки в пункте таможенного оформления «Мокраны». Здесь же задержали «Мерседес» с двойным полом, где были спрятаны одежда и обувь. В «Козловичах» выявили автопоезд с запчастями для легковых автомобилей, а также нашли тайник в кабине у водителя, упакованный спиртными напитками и моющими средствами.
Это данные за летние месяцы. Кстати, контрабандисты должны трепетать: к 2011 году в «Козловичах» китайская компания установит стационарный ИДК. А в Европейскую комиссию подана заявка на строительство подобного комплекса на пункте пропуска «Песчатка». Неужели передвижные ИДК не справляются? Изначально предполагалось, что при необходимости они будут перемещаться с одного места на другое. Так в общем–то и происходит. Но «Козловичи» и «Песчатку» разделяет более сотни километров. Уйдет «Мерседес» — обнажится другой участок. А с появлением стационарных комплексов на самых ответственных участках нагрузка мобильных «рентгенов» несколько снизится и они смогут выезжать по требованию на другие пункты пропуска.
В будущем планируется оснащение подобными комплексами пунктов пропуска на границе с Латвией («Григоровщина») и с Литвой («Привалка»). Здесь запланированы два крупномасштабных проекта по строительству стационарных рентгеноустановок по программе «Латвия — Литва — Беларусь». Они будут реализованы в течение 2010 – 2012 годов. Из бюджета Программы Европейской комиссии уже выделено по 2,5 миллиона евро для каждого пункта пропуска. Примечательно, что не только эти, но и все остальные работы по поставке и внедрению ИДК осуществляются как международная техническая помощь и таможенные органы не тратят на эти цели ни одного бюджетного рубля.
Конечно же, перевозчиков не может не волновать вопрос радиационной безопасности.
— Когда идет контроль, водитель остается в машине?
— Ни в коем случае! Он обязан покинуть кабину, — Юрий Дердюк рассказывает, что комплекс соответствует требованиям радиационной безопасности. У каждого сотрудника, обслуживающего ИДК, имеется индивидуальный дозиметр. Накопление доз радиации фиксируется, и раз в квартал данные сдаются в Республиканский центр гигиены и эпидемиологии. Дозы мизерные и на здоровье не влияют. Кроме того, система безопасности комплекса предотвращает риски случайного излучения и риски, связанные с его автоматическим перемещением.
В общем, поняла я, бояться нечего. Как тем, кто работает на суперсовременной технике, так и законопослушным перевозчикам. Остальным же, кто на свой страх и риск берет в машину контрабанду, нужно быть готовым ответить по закону. Добавлю, что подобные установки обслуживают не только нашу границу. Работают они и в Европе, и в России, и в других странах. Припрятанными шампунями или стиральными порошками экономику государства, конечно, не подорвешь, а вот ввоз наркотиков или оружия — это реальная угроза. И чудо–техника способна ее предотвратить.