У доноров ЕС не хватает средств оплачивать расходы по подъему уровня жизни в странах-"новобранцах"

На разных скоростях

Похоже, сказка про сильный и единый Евросоюз заканчивается и наступает суровая быль. Переход к новой реальности предполагает поиск ответов на ряд вопросов. Главные из них: какими будут скорость и формы трансформации прежнего ЕС: каким в итоге этих достаточно болезненных пертурбаций окажется новый формат объединения?


Так, израильский эксперт Соломон Манн полагает, что канцлер ФРГ Ангела Меркель возьмет курс на реализацию идеи «Европа двух скоростей». Идея эта не нова и не принадлежит Меркель — впервые ее выдвинула около 5 лет назад Франция. Возникла эта глубокая мысль не от хорошей жизни — у доноров ЕС, прежде всего Германии, не хватает средств оплачивать расходы по подъему инфраструктуры и уровня жизни в странах-«новобранцах» до параметров, привычных для старых членов ЕС. Понятно, что немецкие налогоплательщики, за чей счет и происходит выравнивание, не выражают радости по этому поводу. Скорее, наоборот, раздражение и непонимание: почему их налоги уходят куда-то, когда в их земле или городе есть на что их потратить. Как ни странно, но бедные государства-реципиенты тоже не спешат выражать глубокую благодарность. А вот требования еще денег и ослабить контроль за их расходованием звучат все громче.

Чем же на практике обернется «разная скорость» в Европе? Совершенно понятно, что дотации будут сокращаться: не могут быть одинаковыми пособия и пенсии в Греции или Исландии, получающих щедрые трансферты из общего бюджета ЕС, и в Германии и Франции, которые его наполняют.

Немецкие политики полагают, что Меркель в свойственной ей манере будет неукоснительно придерживаться таких подходов. Что аукнется более бедным членам ЕС, таким как Литва, Польша, Греция, Португалия, тем, что им придется больше платить в бюджет ЕС и меньше пользоваться этим бюджетом. Те, кто не сможет платить, будут чужими на этом празднике жизни: не получат ставших привычными «подарков» на различные проекты — от образовательных до инфраструктурных. Таким образом, пребывание в рядах Евросоюза больше не будет выгодным автоматически.

Придется договариваться о принципах и подходах софинансирования общих проектов. Что приведет к созданию узких «клубов» внутри ЕС. 

Кто войдет в высшую лигу, понятно — Германия, Франция и примкнувшие к ним Нидерланды с Италией. Быть может, еще пара-тройка стран подтянется. Остальные составят список середнячков и аутсайдеров. Им придется смиренно принимать новые правила игры или уходить в свободное плавание. Правда, таких смельчаков пока не видно. Но все еще впереди...

valk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter