Новая Военная доктрина учитывает все современные вызовы и угрозы

На расстоянии ракетного выстрела

О новой Военной доктрине Беларуси и уроках июня 1941-го размышляют журналист и эксперты «СГ»
МЕНЕЕ чем через две недели будем отмечать печальную дату — 75-летие начала Великой Отечественной войны. Историки и военные эксперты тысячу раз задавались вопросом: почему тогда, в 41-м,  огромная страна  терпела поражения, почему враг так далеко продвинулся? Вроде бы и готовились к войне, планы разрабатывали, собирались даже на чужой земле и малой кровью воевать. Но, видимо, порох оказался не совсем сухим, не все учли, не все предусмотрели.



Сегодня Беларуси напрямую никто не угрожает, нет официальных претензий на нашу территорию. Однако это вовсе не означает, что можно расслабиться. Неспокойная обстановка в мире, появление новых угроз требуют всегда быть начеку. На это нацеливает и новая Военная доктрина, одобренная Президентом и принятая Палатой представителей на весенней сессии в первом чтении.

Новая Военная доктрина, как  и предыдущая, носит сугубо оборонительный характер. Мы никому не угрожаем, не имеем территориальных претензий. Но и свою землю, если потребуется, будем решительно защищать всеми возможными силами и средствами.

ПОЧЕМУ же возникла необходимость корректировки такого важного документа? С момента принятия предыдущего изменились вызовы и угрозы, способы ведения боевых действий. Иной стала  внешняя политическая и военная обстановка. 

Председатель Белорусской ассоциации политических наук Владимир Бобков полагает: нельзя слепо верить миролюбивым заверениям некоторых стран.  Вот и в  начале 90-х годов прошлого века Запад обещал пойти на основательное примирение. Мол, вы распускаете Организацию Варшавского договора, а мы – Североатлантического. Но, как видим, НАТО осталось. Более того, в него вошли практически все страны бывшего советского блока. То есть эта военная организация активно продвигается на восток, стоит у наших границ. Да, открыто Беларуси не угрожают. Но не надо забывать, что мы — стратегический союзник России, против которой направлены эти западные военные формирования. Значит, угроза есть, ее надо обязательно иметь в виду.



Хорошо, что новая Военная доктрина учитывает эти геополитические  изменения. Нельзя не замечать и того, что под предлогом сдерживания России у наших границ развертываются новые военные контингенты НАТО. В Польше на днях начались военные учения (на снимках). Это самые большие передвижения союзных войск в Европе со времени окончания Второй мировой войны. В ходе их американские военные произвели десантирование после трансатлантического перелета в Польшу из Северной Каролины. В маневрах участвуют около 31 тысячи солдат, 3 тысячи боевых машин, 105 самолетов и вертолетов, а также 12 судов из 18 стран НАТО.

Отдельно следует сказать о системе противоракетной обороны. Только наивные люди могут верить западным генералам, что она направлена на сдерживание Ирана. Вспомним месяцы, предшествующие началу Великой Отечественной войны. Германия тогда тоже утверждала, что новые войска в Польшу якобы вводятся, чтобы уберечь их от английской авиации. Что было потом, мы знаем. Из истории надо извлекать уроки. Предосторожность никогда не помешает.

Новая Военная доктрина учитывает и то, что современные войны стали принципиально иными, чем Первая или Вторая мировые, поясняет член постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зыгмунд Валевач. Хотя без воздушных  и танковых сражений вряд ли обойдешься, но предшествовать им будут  экономическая, политическая, информационная агрессия. Все это получило емкое название гибридной войны.  

В документе не случайно появился термин «внутренний вооруженный конфликт». Зачастую государства, которые навязывают свою политику другим странам, пытаются достигнуть военно-политических целей, используя внутренние деструктивные силы, считает начальник Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Беларуси Олег Любочко. Поэтому Военная доктрина максимально учитывает концепции «цветных революций» и механизмы по силовому свержению неугодных политических режимов с помощью провоцирования внутренних вооруженных конфликтов.

Опыт последних лет показывает, что военная конфронтация в странах становится следствием политической. Вот почему, уверен  председатель Белорусского славянского комитета Сергей Костян, так важно единение общества. Ни в коем случае нельзя допустить раскола. Печальный опыт Украины этому учит. Кроме того, не надо забывать, что любой внутренний конфликт, как правило, используют третьи силы. В  истории есть  немало примеров, когда страна, разодранная внутренними противоречиями, поглощалась соседями, переставала существовать.

На упреждающий характер Военной доктрины, способность предвидеть последствия событий, которые, на первый взгляд, не влияют на Беларусь,  обратил внимание первый проректор Академии управления при Президенте Александр Ивановский, акцентируя внимание  на  международном терроризме, действиях ИГИЛ. Кто-то может сказать,  что исламисты от нас далеко. Но не следует забывать, что очаги терроризма существуют на российском Кавказе, а  у нас с восточными соседями границы нет. Кроме того, надо обязательно делать поправку на современные средства передвижения. Утром боевик может быть еще в Средней Азии, а к вечеру уже у нас. Вот почему так важна готовность противостоять международному терроризму. Если мы будем проводить учения в этом направлении, показывать всему миру, что можем справиться с такой угрозой, это отрезвляюще подействует на тех, кто захочет использовать территорию Беларуси для авантюристических целей. 

НАША Военная доктрина предусматривает также  создание таких вооружений,  которые уже самим фактом существования отобьют желание воевать у потенциального агрессора. А ведь 75 лет назад  фашисты ведь потому и решили напасть, что были уверены в превосходстве своего оружия. У них действительно на первых порах было больше современных танков и самолетов.

Что сегодня означает «держать порох сухим»? Иметь высокоточное оружие, которое способно нанести неприемлемый ущерб гипотетическому противнику. Причем на большом расстоянии. Фактором сдерживания, например, может стать ракетный комплекс залпового огня дальностью более 200 километров, который планируется создать в Беларуси в скором времени.

Новая Военная доктрина — не застывший на долгие годы документ. Если возникнут новые вызовы и угрозы, его положения обязательно будут корректироваться. Важно только, чтобы любую опасность вовремя распознать еще в зародыше и быстро выработать адекватный ответ.

gedroiz@sb.by

Фота REUTERS
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter