На работу — автостопом

Антикризисный рецепт: белорусы научились жить между несколькими городами и экономить на поездках на работу и домой
Антикризисный рецепт: белорусы научились жить между несколькими городами и экономить на поездках на работу и домой

Жить в райцентре, работать в столице, а каждые выходные – в деревню к родственникам… Такая мобиль- ная схема жизни, уже давно распространенная в Европе, стала завоевывать популярность и среди жителей нашей страны. Сейчас, когда с финансами стало сложнее, чтобы прокормить семью и вырастить детей, бе- лорусы стали смелее разъезжать по стране в поисках хорошей работы. И даже отсутствие возможности об- завестись собственным или съемным жильем по «трудовому» адресу не становится преградой. Да, ежед- невные междугородные поездки на машине или маршрутном автобусе требуют серьезной финансовой под- готовки, а она имеется не у каждого. Белорусы нашли выход -- «деловой» автостоп. «НГ» выяснила, удобно ли каждый день добираться на работу или учебу на попутках, много ли получится на этом сэкономить и где учат секретам бесплатного проезда.

Если от вас сбегает первая электричка...

— Я же предупреждал: не брюки, а джинсы! И очки сними: человек тебе с помощью, а ты от него прячешься, — Алексей критично осматривает мою “спецформу”. — С яркой футболкой угадала: в светлое время она работает как фликер, привлекает внимание. Житель Осиповичей Алексей Майсейков начал “автостопить” шесть лет назад. Правилам дороги научил старший брат. “Вышли на трассу, он мою руку поднял и сказал: улыбайся”, — других воспоминаний первая поездка не оставила, парень попросту заснул в дороге. Сейчас же для Алексея автостоп — единственный приемлемый способ добираться каждый день на работу. Трудится молодой специалист в Минске, однако позволить себе обосноваться в столице пока не может. Электричка “Осиповичи — Минск”, конечно, забирает меньше денег, чем пришлось бы платить за съем жилья, но расходы все равно приличные. Билет в один конец обходится в 5 тысяч рублей, за месяц же улетает около 200 тысяч. Но выгода, уверяет Алексей, даже не в денежной экономии. — Тебе, например, легко рано вставать? — Леша бьет по живому. — А мне, чтобы успеть на работу к 8.00, нужна электричка на 5 утра. Значит, подъем в четыре. А так встаю в начале шестого, пятнадцать минут пешком — и я на трассе. Вместо двух часов в “рогатике” — полтора в комфортабельных условиях. На трассу мы выходим в начале седьмого утра. Неподалеку от нас девушка с дорожной сумкой. Не простояв и двух минут, она садится в новую иномарку. — Девушек берут охотней, — объясняет Алексей. — Но им я не рекомендую “автостопить” в одиночку. Уж если решились — минимум женских штучек, документы, газовый баллончик и точное знание маршрута, чтобы не завезли куда попало.

Личный интерес

В основном “автостопное” движение начинается с десяти утра, причем вопреки сложившемуся мнению среди голосующих на дороге не только молодежь, но даже пенсионеры. Последние ездят из райцентров до ближайших деревень или своих торговых мест. Правда, их берут редко. Студенты, по наблюдениям Леши, “активизируются” с пятницы до понедельника. Они, как правило, “автостопят” компаниями. Больше шансов проехать с комфортом, если среди парней есть девушка. У мужской команды везение уменьшается наполовину: парней водители побаиваются. Цены также зависят от состава: два парня платят около 4 тысяч, в компании с девушкой дорога до столицы обходится уже вдвое дороже. Однако чаще всего водители денег вообще не берут, главное — душевный разговор, который сбивает цену даже в маршрутном такси. Опытные психологи эти наблюдения автостопщиков разделяют и даже подтверждают профессиональными знаниями. — Автостоп — это негласная договоренность о бесплатной поездке, — делится секретами “льготного” проезда в попутках психолог Дарья Волк, которая сама 13 лет занимается автостопом. — Более того, ваше искреннее предложение взять деньги многих водителей может обидеть. Как правило, таким людям важно почувствовать свою значимость, примерить роль своеобразного мецената, “заработать плюсик” у высших сил (если человек верующий) или попросту поговорить. Советую платить, когда едете с ребенком, семьей или когда вы чувствуете, что сейчас лучше заплатить. Чтобы смягчить смущение, деньги нужно давать со словами “вашему малышу на сладости”. Для прибыли, как правило, останавливаются водители стареньких машин с обшарпанными салонами. Чаще всего это мужчины старше среднего возраста, очень зажатые, с неестественным, напряженным выражением лица. Через минут пять ожидания на трассе возле нас затормозила как раз невзрачная машина, но мужчина за рулем на “зажатого” не походил: — Что, голубки, до Минска? Леша, впихивая меня в салон, прошептал: “Скажешь, что встречаемся с июня. Так избавимся от ненужных расспросов”. — Люблю подвозить молодежь, особенно пары, — нашему водителю, Игорю Борисовичу, лет сорок. На вопросы охотлив, но больше говорит сам. — У меня дочь еще не замужем, вот и хочу узнать, как теперь знакомятся. К “страсти” Игоря Борисовича родные относятся скептически: год назад попутчик украл у добряка дорогой мобильный телефон. — Ну и в городе могли свиснуть, — не в обиде мужчина. — Так что смотреть надо было. От денег он отказался, но Леша, как галантный “ухажер”, оставил немного “на сигареты”.

Я бесстрашный серый волк, я в попутках знаю толк!

Вечером после рабочего дня мы снова на трассе. Пятнадцать минут городского транспорта — и перед нами нужный перекресток. “Надо стоять подальше от ремонтных участков дорог: рабочий транспорт прикрывает автостопщика, да и мало кто рискнет остановиться на сложном отрезке”, — Алексей протягивает мне фликер, а на себя надевает жилет. Оптимальное время отбытия — до восьми вечера. Иначе прождать водителя можно до полуночи, а тот и вовсе может бросить на полпути, отправив к последней электричке. Кстати, по наблюдениям автостопщиков со стажем, чаще всего голосующим на дороге помогают мужчины. Дальнобойщики с ценным грузом подвозят неохотно, хоть они — самые разговорчивые попутчики. — На Осиповичи? — уточнил водитель. — Садитесь, но только если семечек лузгать не будете: в прошлый раз студенты мне весь салон испачкали... В отличие от “утреннего” водителя “вечерний” оказался неразговорчивым и для отдыха включил радио. Такие “неудобные” ситуации, когда вам вроде как и надо поговорить с человеком в благодарность за оказанную услугу, но разговор не клеится или вам самому хочется просто помолчать, тоже не редкость. И из них нужно уметь выходить. — Желаете тишины — искренне признайтесь водителю, что очень устали, поделитесь проблемой, — советует психолог Дарья Волк. — Не старайтесь “отработать” поездку: натянутый разговор утомит обоих. Иногда встречаются люди, которые просят с ними поговорить. Выбирайте тему, которая интересна лично вам. Автостопщик может определить настроение водителя, а значит, и вероятность разговора по вербальным (вопросы “куда и зачем едете?” или односложные ответы) и невербальным (постоянные звонки по мобильному или приветливая улыбка и открытый взгляд) сигналам. Найти общую тему помогут “ключевые” слова. Скажем, водитель рассказывает об отдыхе. К этому слову задайте “открытые” вопросы: где, с кем и почему вы любите отдыхать? Темы семьи и здоровья лучше сразу же не касаться, хотя именно такие откровения сближают больше всего. — Как-то я похожему молчуну нашел невесту, — вспомнил Алексей. — В кошельке вез фото знакомой. Водитель похвалил: мол, девушка у меня — красавица. Я уточнил: это подруга. Парень взял номер, познакомился. Сейчас дочурку воспитывают! Случались и неприятные истории: не так давно Алексей в машине с подвозившей его женщиной попал в аварию. Хорошо, что обошлось легким испугом. В сводках милиции есть происшествия и покруче: где-то автостопщика ограбили, где-то водитель с незнакомым человеком в салоне угодил в серьезное ДТП. Поэтому главный профилактический совет правоохранителей: в любом случае, садясь в машину, постарайтесь запомнить ее номер и марку, по возможности узнать фамилию водителя, обратить внимание на его отличительные внешние черты. — Когда водитель попал в аварию, автостопщик выступает очевидцем, — прокомментировала еще одно типичное дорожное “приключение” автостопщиков старший инспектор по агитации и пропаганде специального подразделения ДПС “Стрела” МВД Беларуси Ольга Аминова. — Согласно правилам дорожного движения попутчик должен оказать помощь пострадавшим (если они есть), записать фамилии, адреса других очевидцев, регистрационные знаки транспортных средств, которые находились при ДТП. Обязательно нужно вызвать милицию и дождаться приезда сотрудников ГАИ.

Мнение профессионала

“Ездить автостопом, конечно, круто, но все же...

” Пожалуй, самый сложный момент в экономии методом “делового” автостопа — это вопросы безопасности. Особенно когда речь идет о девушках. Согласитесь, что с ходу определить степень порядочности “доброго” водителя очень сложно. Но что делать, если подъехать на попутной машине очень нужно?.. — Девушкам не рекомендую садиться в мужскую компанию, к водителю, приветствующему вас словами: “Какую красотку подвезу!” — советует психолог Дарья Волк. — Лучше отказаться от поездки. Запомните: вы имеете право не принять помощь, здесь нет ничего неудобного! Даже если водитель отреагирует фразой: “Ой, да садись... Чего испугалась?”. Честно признайтесь: “Да, страшно”. Не садитесь к водителю, который сразу окинул вас взглядом и отметил: “Нам не по пути, но для тебя я сделаю исключение”. Может, такие водители и не дойдут до распускания рук, но эмоциональное приставание иногда оскорбляет не менее физического. Если дело все же дошло до распускания рук, то без стеснения и хихиканья (мужчина воспринимает это как сексуальную игру) скажите: “Извините, вы меня с кем-то путаете, я просто добираюсь”. Мужчина может отреагировать словами вроде: “Не бойся, будет все в порядке”. Четко повторите свой ответ и попросите остановить машину. В ответ на распространенную шутку: “Мы тебя в лес завезем” можете отшутиться фразой “Там я вами и займусь” и тут же задать очень серьезный вопрос, например: “У вас есть дети?” На несколько минут мозг водителя “подвиснет”, и пока он переключится, начинайте говорить с ним о человеческих ценностях, смысле жизни. Можно даже пойти на обман, например, сказать, что вы лечитесь от венерического заболевания. А признаетесь в этом, потому что водитель показался вам очень хорошим человеком. Настаивайте, что дальше вы будете добираться сама (если, конечно, это менее опасно, чем продолжать общение). Бывает, что водитель сам смущается, начинает очень извиняться и быстро становится адекватным. Тогда можно доехать с ним до ближайшей остановки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter